х о л о д н ы е
п и с ь м а
как рекрутеру
не стать спамером
Привет, читатель!

Хотим рассказать тебе про нашу вакансию. Это вакансия читателя в нашу дружную команду. У нас есть хорошие статьи и интересные задачи. Если тебе интересна эта вакансия или у тебя течет кровь из глаз, читай статью.

Что такое "холодное письмо?"

Холодное письмо — это сообщение, которые вы отправляете, например, по email, человеку, с которым сами не знакомы. Короче, он этого письма не ждет.

К вам когда-нибудь приходили в квартиру Свидетели Иеговы? В принципе, это тоже самое. И ребята занимаются холодными продажами.

Важно понимать, что холодное письмо и новостное письмо — не одно и то же.
С другой стороны — представьте себе классическое холодное письмо. Скажем, такое:
У него другая цель и другой язык — заинтересовать, привлечь, немного разогреть аудиторию. Человека, который просто проходил мимо — схватить за руку и объяснить, почему ему должно быть интересно что-то, что есть у вас.

Холодное письмо не должно выглядеть так, будто вы три дня верстали его в Mailchimp. Именно поэтому с новостными рассылками у них нет и не должно быть особенно ничего общего. Есть инструменты для email-маркетинга, а есть инструменты для холодных продаж. В разных ящиках лежат. Сейчас объясним, почему это важно.
А это точно спам?
Да :)

Есть Федеральный Закон о рекламе (Закон N 38-ФЗ), с которым хорошо бы познакомиться всем. Он гласит (ч. 1 ст. 18 Закона N 38-ФЗ), что распространение рекламы по сетям электросвязи допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на её получение. При этом реклама признается переданной без предварительного согласия последних, если её распространитель не докажет, что такое согласие было получено. Отправитель рекламы обязан немедленно прекратить её распространение в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.

Юридические лица, которые будут заподозрены в нарушении Закона, могут попасть под штраф около 500к.

Если у вас нет согласия на отправку всякого рода материалов (в том числе — рекламных), кандидат может вполне рассердиться и погрозить вам правосудием. Да, так можно. Но что-то подсказывает, что подобных прецедентов в российской правовой системе особенно нет.

В любом случае — если вы думаете, что вы занимаетесь совершенно безобидными делами, знайте, рассылка вакансий — спам.

П о ч е м у___п и с ь м а___
п о п а д а ю т___в___с п а м ?


Есть несколько причин.

#1 - На вас жалуются получатели и у вас низкий рейтинг

Если вы отправляете письма часто и получатели их не ждут — они помечают их как "спам". Репутация домена, через который вы отправляете письма, понижается, а остальные письма автоматически попадают в спам.

И на самом деле это самая жуткая штука, которая может произойти с вами. Потому что если на ваши письма будут постоянно жаловаться, вы ничего потом не сможете сделать. Письма будут просто ловко сложены почтовыми ящиками в папку "Спам". И ваши надежды на найм классных ребят тоже :)

В Mxtoolbox можно проверить репутацию вашего домена: черные списки, аутентификацию и прочее.
#2 - Вы не аутентифицировали свой домен

Сделать это мы вам тоже рекомендуем — может серьёзно увеличиться количество именно доставленных писем, если с этим есть проблема. Это как проверка паспорта — почтовые клиенты должны как-то понимать, пришло письмо из проверенного источника или просто от спамера?

Мы знаем, что самим сделать это довольно сложно. Но скорее всего у вашей компании и так пройдена email-аутентификация, уточните это у ребят, которые решают подобные технические вопросы.

Если что, инструкции по наcтройке у Unisender и Mailchimp, ну и у Google.
#3 - На ваши письма не отвечают

Реакция на письма важна — если на них не отвечают, то выше вероятность того, что они будут распознаны как спам. Скажем даже больше — если письма даже не открывают и сразу удаляют — это тоже понижает вашу email-репутацию.

Именно поэтому супер-пупер важно вообще писать нормальные холодные письма и формулировать тему письма грамотно. Это ещё одно доказательство для вас, что бесполезно фигачить в сторону кандидатов одинаковые полотна, которые вы сами еле-еле можете дочитать.

И тут наступает время невероятных новостей.
Вы наверняка думаете, что цель вашего письма — сконвертировать кандидата в сотрудника. Это амбициозно, но неправильно.
Ваша цель на этапе отправки холодного письма — начать диалог. Так что любой ответ будет для вас успехом. Именно поэтому мы рекомендуем вам всегда в конце письма с предложениями писать, мол, "если это письмо вас совсем не заинтересовало, вы можете просто ответить "нет" и это будет важно для нас".
#4 - Вы отправляете письма на неправильные адреса

Особенно если вы создаете рассылки и среди почт там попадаются несуществующие адреса, это тоже влияет на вашу спам-репутацию. У ваших рассылок будет высокий bounce rate, то есть показатель "возвращаемости" писем. И это тоже приведет к тому, что ваши email'ы будут чаще отправляться в спам.

Чистите листы для рассылок, сегментируйте кандидатов, старайтесь добывать почты из открытых источников.
Инструменты, которые помогут вам проверить вашу базу email'ов и не отправлять письма на адреса, которых не существует:

Text Magic, Verifalia, Email Hippo, Email Checker
#5 - Вы отправляете все письма скопом

Пыщ-бадабыщ! Мы знаем, что вы используете маркетинговые инструменты для отправки рассылок. В том числе — по кандидатам. И вот куча писем разлетается в один момент. Что тоже больно бьет по тому, куда в итоге попадут ваши письма.

Как сделать так, чтобы ваши письма не отправлялись все сразу?

  1. Распределить их по сегментам
  2. Проводить A/B тестирование разных тем: например, в одном письме будет тема "Новая вакансия в компании **", а в другом — "Кажется, ваши задачи вам уже не интересны".
  3. Отправлять письма вручную
  4. Отправлять письма (со скрытой копией), поставив таймер
#6 - Вы (снова) используете маркетинговые инструменты для массовых рассылок

Есть ещё один существенный минус. Сам рейтинг или репутация сервиса, через который вы отправляете письма, может повлиять на то, как почтовый ящик отнесется к вашему email'у. Если какие-то нибудь коварные компании жутко спамят через инструмент, который и вы используете, то вероятность снова оказаться в папке на "с" повышается.

И___ч т о___т е п е р ь___
д е л а т ь ?


Подсказка первая: пишите личные письма

Будьте гуманны — пишите письма людям. Ведь вы хотите, чтобы вам отвечали на них, так? И речь сейчас идет не про то, чтобы вставить теги {{имя}} и {{название компании}}, которые потом волшебно заменятся на то, что нужно. А про то, чтобы прям залезть в ботинки человека, который по ту сторону будет ваше письмо читать и постараться написать текст, который заинтересовал бы его.
Подсказка вторая: не слушайте про всякие непонятные email-мифы

Кому-то просто лень погружаться в детали, они отправляют письма тоннами и считают, что все проблемы в том, что внутри письма. Это не так.

Вот 4 тоскичных мифа про холодные письма:

#миф1
Нельзя вставлять картинки

Можно, если они в тему, а ещё можно гифки. Просто вы их сжимайте (например, в Compress.io), чтобы они весили совсем немножко. А ещё можно сделать картинки, которые вы будете прикреплять к письмам.
Да, со своей фотографией, например, как вот в этом случае.
#миф2
Тема письма должна быть короткой


Нет, и мы даже не догадываемся, откуда такой миф приплыл. Главное, чтобы тема письма была толковой. Рассказывала о том, что внутри, была интересна и релевантна для человека, а главное — конкретна. Люди прочтут на 50 знаков больше, если увидят что-то любопытное для них. Это доли секунды.

Загляните в свой почтовый ящик — ну сколько скучных тем, даже открывать иногда не хочется. Но вряд ли кто-то устоит от "Команда интровертов ищет фронтенда, чтобы делать продукт для геймевро, JS, 200к+, попьем кофе у нас в офисе?".

#миф3
Надо отправлять письма в конкретное время

Сколько невинных статей в интернете можно найти об этом. Мол, только 9 утра и ни минутой позже. Но дело в том, что у всех разные привычки. Кто-то проверяет почту, когда просыпается. Кто-то предпочитает сделать другие дела и добирается до ящика к 11, а кто-то вообще принципиально делает это только к концу рабочего дня. Короче, самое правильное — попробуйте потестировать сами. Сегментируйте при этом кандидатов: скажем, те, у кого уже есть работа, не факт, что смогут оперативно ответить на ваше письмо в течение дня — попробуйте отправить письмо после 19:00. А тем, кто ищет работу — можно и утром написать. Изучите свою аудиторию и сможете тоже смело написать, мол, только 18:43 и ни минутой позже :)

#миф4
Никаких спам-слов в письмах

Как мы уже выяснили, не это первое, что влияет на попадание ваших писем в спам. Так что, конечно, лучше без капса и "бесплатно только сегодня".
Подсказка третья: отправляйте письма тем, которым они могут быть интересны (= тем, кому информация, которую вы отправляете, может помочь качественно изменить их жизнь, м?)

А она в том, что если вы не разобрались с целевой аудиторией любого своего послания, то никакого смысла в вашей активности нет. Предлагайте вакансии только релевантной аудитории, иначе навредите и личной репутации, и бренду работодателя, и даже репутации домена.
Подсказка четвертая: комплименты — это неуместно

Лесть (даже искренняя) от незнакомого рекрутера — это тоже спам. Вы можете опираться на факты из резюме, но не начинать своё письмо с искрометного комплимента, мол, "вы просто всея Руси питонист, дюже вас ждем в нашей компании всё спасать"!

Главное отличие спама от обычного человеческого общения в том, чтобы оно было двусторонним. Так что первая и, снова, самая важная ваша задача — сделать так, чтобы вам ответили. На первом этапе — ответили что угодно.
Короче.
Какая огромная статья, вот небольшие выводы

  • Холодные письма — сложный способ выстроить отношения. Чтобы его освоить, придется потратить много времени: изучить целевую аудиторию и то, что ей интересно — сделать несколько шаблонов, проанализировать репутацию вашего корпоративного домена, выбрать инструмент для отправки писем или рассылок, подготовить иллюстрации и найти несколько тем писем, которые потенциально зацепят кандидатов.
  • Понять, что главное — получить реакцию от тех, кому вы отправите письма. Не считать успех кампании по конверсии кандидатов, а оценивать процент ответов.
  • Холодное письмо — это не новостная рассылка. Это должно быть личное письмо, в котором будет что-то, что может качественно изменить уровень жизни человека по ту сторону почты.
  • Нужно проверять почты кандидатов: верифицировать их. Нельзя отправлять массовые письма по листам с контактами, которые вы давно не использовали. Нельзя пропадать с радаров, а потом врываться. Если вы впервые пишете кандидату — представляйтесь. Хороший тон — рассказать, кто вы и откуда у вас контакт.
  • Не бойтесь использовать картинки, длинные темы (но интересные), а также не забывайте экспериментировать со временем отправки писем.