DevRel: кто это и как он помогает компаниям привлекать и удерживать IT-специалистов
⚡ 18/09/2024
⏱ 10 минуты
Мы уже неоднократно говорили о дефиците IT-специалистов в 2024 году. Компании борются за скиловых мидлов и сеньоров, и, судя по опросу, далеко не для всех зарплата — решающий маркер. Сотрудники делают выбор в пользу компаний с крутым брендом и хорошей узнаваемостью в IT-среде. Один из инструментов, который может помочь получить известность среди кандидатов — техпиар.

В этой статье разберем, кто такой DevRel, и как он помогает компаниям становиться привлекательнее для IT-специалистов. Изучить вопрос нам помогли ребята из команды Проводника. А чтобы понять специфику изнутри, за комментариями обратились к Елизавете Колесниковой, руководитель DevRel-команды в корпоративном центре Яндекса.

Зачем нужен техпиар, и какую роль в этом играет DevRel

Классический пиар, как правило, продвигает продукт компании среди потребителей, в то время как технический нацелен на выстраивание отношений с IT-специалистами. Его ключевая цель заключается в том, чтобы повышать узнаваемость IT Employer бренда, делая компанию более привлекательной для кандидатов.

Техническим пиаром как раз занимается DevRel (Developer Relations) — негласный амбассадор бренда, который выстраивает взаимоотношения с IT-спецами.

Как мы и говорили, исследования показывают, что при выборе оффера разработчики обращают внимание не только на уровень зарплаты, но и на компетентность команды, стек технологий, возможности для развития навыков и собственной узнаваемости, как специалиста. Цель DevRel — рассказать кандидатам о компании, используя те каналы и инструменты, которыми пользуются IT-специалисты.

Пул задач и обязанностей DevRel максимально разнообразный. В него может входить:
  • Создание контента для разработчиков: ведение блога на Habr, Vc.ru, развитие отдельных страниц в социальных сетях, посвященных технологиям. Например, блог в Телеграм или LinkedIn.

Сам контент, как правило, создается IT-специалистами, которые являются сотрудниками компании, а DevRel в свою очередь мотивирует их, помогает со структурой и написанием текста.

  • Участие в профильных конференциях и митапах: DevRel готовит спикеров компании для выступлений на мероприятиях, где можно рассказать интересные кейсы, обменяться опытом с другими специалистами и найти потенциальных кандидатов.

  • Поддержание лояльности и вовлеченности IT-специалистов: цель DevRel не только привлечь новых кандидатов, но и удержать уже существующих сотрудников. Для этого разрабатывается мерч компании, проводятся внутренние мероприятия, конкурсы и другие активности среди разработчиков.
Как скринить профили быстрее?
Маркер для рекрутера — браузерное расширение, которое выделяет нужные навыки в профиле кандидата и ускоряет этап скрининга.
❗️Историческая справка

Профессия DevRel появилась ещё в 80-х годах. Сотрудник компании Apple, Майкл Боуч стал продвигать платформу Macintosh в IT-среде. Тогда бренд еще не обладал такой популярностью и имел довольно шаткое положение на рынке.

Однако грамотный техпиар позволил привлечь достаточное число разработчиков, которые заинтересовались продуктом и стали писать программы для Apple. В России профессия DevRel приобрела популярность совсем недавно.

В крупных компаниях существуют целые DevRel отделы и каждый сотрудник отвечает за определенную категорию IT-специалистов: кто-то работает только с аналитиками, а кто-то взаимодействует с разработчиками и DevOps-инженерами. В небольших компаниях обязанности DevRel могут лечь на плечи HR или PR-менеджеров.

Причем, карьерный трек у деврелов очень разный. Кто-то, опять же, приходит из HR и PR, кто-то из event-менеджмента, а кто-то вообще — из IT.
Мой путь начался совсем издалека: чуть больше 5 лет я работала в молодежном самоуправлении, там я начинала с event-менеджмента и там же выросла в директора всероссийского студенческого лагеря. Параллельно работала ивентщиком в блогерском агентстве и училась в магистратуре по маркетингу :)

А в 2017 году я пришла работать во ВКонтакте на должность менеджера образовательных проектов. До этого я уже несколько лет курировала организацию программы на VK Fest, поэтому была знакома с командой.
Мы делали стипендиальную программу для преподавателей авторских курсов по математике и информатике — VK Fellowship, а ещё проводили чемпионат по олимпиадному программированию VK Cup.

Также я занималась внутренними митапами для сотрудников, помогала им готовиться к конференциям и писать статьи, организовывала VK Hackathon, то есть уже делала всё то, что теперь называется деврелом. Так что мой пусть сложился сам собой, и я сама не заметила, как стала DevRel-специалистом ✨
Елизавета Колесникова, руководитель DevRel-команды в корпоративном центре Яндекса

Всем ли компаниям нужен техпиар

Несмотря на рост популярности техпиара, он требует немало ресурсов и нужен далеко не всем компаниям. Есть два основных фактора, которые определяют необходимость его использования:

  • Компании нужно нанять большое количество высокогрейдовых IT-специалистов, а также удержать уже существующих сотрудников.

Важно привлечь внимание к HR-бренду и сделать так, чтобы разработчики сами заинтересовались компанией. Здесь на помощь приходит техпиар. Помимо этого, если в компании высокая текучка, и IT-специалисты сбегают к конкурентам, без DevRel тоже не обойтись. Такой сотрудник поможет повысить лояльность и вовлеченность разработчиков.

  • Компании, которые продают софт, и их потребителями выступают IT-специалисты. В такой ситуации самый простой способ наладить контакт с потенциальными клиентами — техпиар. Он сработает лучше традиционных маркетинговых инструментов, так как даст возможность говорить с потребителями на одном языке.

Есть ошибочное мнение, что техпиар актуален только для крупных корпораций, но, разумеется, это не так. Небольшие компании могут также эффективно использовать этот инструмент, чтобы снижать стоимость найма и привлекать ценных специалистов. Нюанс лишь в том, что в таких компаниях функцию DevRel’а будет выполнять HR или PR отдел.

Какими навыками должен обладать DevRel?

Навык №1. Понимание основных технических моментов. Как и рекрутер, DevRel должен знать основные IT-термины, тренды отрасли, уметь переводить с технического языка на «человеческий» и наоборот.

Навык №2. Навык публичных выступлений. Техпиар тесно связан с участием в конференциях и митапах, поэтому такой сотрудник должен уметь готовить спикеров, а также самостоятельно выступать при необходимости.

Навык №3. Хорошее понимание ЦА и ее специфики, а также фокус на целях: такой специалист должен уметь соотнести цели компании и встроить их в стратегию техпиара. Он постоянно изучает интересы IT-специалистов, а также актуальные тенденции отрасли.

Навык №4. Высокий уровень эмпатии и умение выстраивать коммуникации: без soft skills в этом направлении не обойтись. Часто IT-специалисты бывают неразговорчивы, найти подход к ним не так просто. Опытный DevRel умеет выстроить контакт и превратить рабочие процессы в увлекательное хобби, в котором разработчики с удовольствием принимают участие.

Сейчас на HeadHunter не так много вакансий DevRel — всё же специальность только набирает популярность. Среди компаний в основном крупные бренды, которые готовы выделить весь функционал отдельную роль. Почти во всех вакансиях есть единое требование — понимание специфики IT-аудитории и технический бэкграунд.
Техно-рекрутер
[coming soon]
Курс для рекрутеров, которые хотят общаться с разработчиками на одном языке

Как вовлекать IT-специалистов в техпиар

Есть базовый набор аргументов:

Во-первых, это шэринг экспертизы — сотрудник сделал крутую вещь, которая будет полезна рынку. Многие, правда, хотят делиться, но скорее переживают, что их экспертиза недостаточно экспертная, а в работе нет «ничего такого» — тут как раз включается DevRel. Немного поддержки и примеров, что информация правда ценна на рынке, и докладчик готов.

Во-вторых, прокачка личного бренда — часть инженеров готова расти в экспертном треке, им важно занять место в экспертном сообществе и быть известными в узких кругах. Техпиар и выступления — самый рабочий вариант)

В-третьих, потенциальный эффект для найма — самый рабочий аргумент, на практике. Люди хотят работать с людьми. Благодаря выступлениям или статьям можно прокачать не только собственный бренд, но и бренд команды — часто кандидаты приходят работать к конкретному руководителю :)
Елизавета Колесникова, руководитель DevRel-команды в корпоративном центре Яндекса
И помните, техпиар не должен мешать IT-специалистам выполнять их основные задачи. Нельзя делать его обязательным и, тем более, ставить четкие KPI по участию в пиар-активностях. Не стоит забывать, что техпиар нацелен не только на рост узнаваемости IT HR-бренда, но и на повышение лояльности сотрудников компании. Принуждение даст лишь обратный эффект.

Также важно избавить разработчиков от рутины по созданию контента: далеко не все любят и умеют писать тексты, а ещё — это отнимает немало времени. Например, DevRel может организовывать встречи, собирая от разработчика информацию в устном формате и на основе записи готовить полноценную статью.

Ну и куда без поощрения от компании? Мерч, подарки, дополнительные выходные (ну а вдруг!), внутренние мероприятия и хакатоны — всё это «подпитывает» сотрудников. (А ещё влияет на лояльность и employer brand.)

DevRel — это про бренд или про HR?

DevRel — это, конечно, про бренд, но про Employer Brand. Все DevRel-инструменты направлены в первую очередь на brand awarness и построение комьюнити (внутри и во вне), а дальше всё по маркетинговой воронке (можно дать ссылку на доклад).

А вообще, для меня DevRel — это не человек, а процесс. Замысловатый коктейль из разных дисциплин: комьюнити менеджмента, маркетинга, построения бренда, ивент-менеджмента, понимания специфики IT и много ещё чего.
Елизавета Колесникова, руководитель DevRel-команды в корпоративном центре Яндекса