Как давать обратную связь кандидатам
⚡ 05/12/2024
⏱ 7 минут
В последнее время мы много говорим о важности бренда работодателя. Причём в обе стороны: для внутренних (текущих) сотрудников и внешних (потенциальных). Один из «зелёных флагов» работодателя — своевременная и качественная обратная связь. Недооценивать этот инструмент в общении с IT-специалистами не стоит.

Команда рекрутмента Битрикс24 разработали подход, который делает этот процесс максимально эффективным: поручили составление ОС искусственному интеллекту, AI-ассистенту CoPilot.
Вместе с Татьяной Мазаевой, менеджером по подбору персонала Битрикс24, разбираемся детальнее, на что влияет фидбэк и как не тратить много времени на написание индивидуальной ОС каждому кандидату.
Татьяна Мазаева, менеджер по подбору персонала Битрикс24

Почему это важно?

Причина №1. Улучшение опыта кандидата

Вообще, на это влияет всё — от ToV первичного касания до оглашения оффера.
Кандидаты ценят компании, которые возвращаются с подробным фидбэком, подчеркивая плюсы и минусы. На деле — это вклад в профессиональный рост кандидата, а значит, более успешное собеседование в будущем.

Причина №2. Укрепление бренда работодателя

Тут всё логично: кандидат, который получил обратную связь от рекрутера, будет лоялен компании, в то время как кандидат, которому пришлось «пушить» рекрутера и бороться с «игнором», вряд ли захочет работать в такой компании в будущем.

Положительные отзывы о процессе подбора привлекают больше талантливых специалистов, создавая репутацию компании как заботливого работодателя.

Причина №3. Повышение качества найма

В обратной связи по результатам общения и интервью (техническое или HR) здорово задать встречный вопрос: а как кандидату процесс подбора? Всё ли окей?

Анализируя обратную связь, рекрутеры могут улучшать свои процессы и критерии отбора. А это, как мы знаем, ведет к более качественному найму.

Как это делают в Битрикс24?

Важные рекомендации

1. Своевременность

Во-первых, держите кандидата в курсе, когда вы вернетесь с обратной связью.

Во-вторых, чем раньше — тем лучше :)

Например, мы предоставляем обратную связь в течение трёх дней после интервью. Так мы демонстрируем уважение ко времени кандидата и поддерживаем его интерес к компании, не давая забыть о себе.

2. Конкретика

Вместо пресловутого «Вы нам не подходите, спасибо!» нужно давать более конкретный и понятный фидбэк, чтобы «подсветить» возможности роста и обосновать свою точку зрения.

С помощью CoPilot мы формируем четкие комментарии. Вместо общих фраз делаем упор на навыки и качества, которые нужно улучшить. А наши нанимающие менеджеры охотно делятся полезными материалами, которые помогают развиваться.

3. Позитивный настрой

Отказывать кандидату можно по самым разным причинам: от недостатка опыта до «слабой» мотивации.

Даже если кандидат не подходит, важно подчеркнуть его сильные стороны. Это поможет ему разобраться в своём месте на рынке труда, понять, куда двигаться дальше и на что делать упор. А ещё — замотивирует на развитие.

Для работодателя здесь снова плюс: такой фидбэк оставляет положительное впечатление о компании.

4. Персонализация

Никаких обезличенных и пустых текстов: важно адаптировать ОС под каждого кандидата, учитывая не только результаты интервью, но и его опыт. Это делает фидбэк более релевантным и полезным.

Как AI-ассистент помогает с отказами

Например, команды Битрикс24 делегировала обратную связь ИИ. А мы много раз говорили, что нейросеть — клёвый помощник, который точно снимет с вас рутинные задачи, освободив время для креативных.

Ребята поделились ОС, которую составляет AI-ассистент CoPilot.
Добрый день! Спасибо за ваше участие в процессе отбора на позицию продакт-менеджера в нашей компании.

К сожалению, в настоящий момент мы не готовы пригласить вас на дальнейшее интервью по вакансии.

Благодарим вас за интерес к нашей компании и желаем успехов в ваших будущих профессиональных поисках.
До:
После:
Добрый день! Спасибо за ваше участие в процессе отбора на позицию продакт-менеджера в нашей компании.

К сожалению, в настоящий момент мы не готовы пригласить вас на дальнейшее интервью по вакансии. Дело в том, что на эту позицию поступило множество заявок от высококвалифицированных кандидатов, что сделало процесс отбора особенно сложным. После тщательного рассмотрения всех кандидатур мы приняли решение выбрать тех, кто наилучшим образом соответствует текущим потребностям нашего продукта и команды. Это решение было основано на сочетании определенных навыков, опыта и потенциала для будущего развития в контексте наших специфических задач.

Мы благодарим вас за интерес к нашей компании и за усилия, которые вы приложили во время отборочного процесса. Мы хотели бы сохранить ваши контактные данные и, с вашего разрешения, рассмотреть возможность сотрудничества в будущем, когда появятся новые возможности, соответствующие вашему профессиональному профилю.
Добрый день! Спасибо за участие в процессе отбора на позицию специалиста по информационной безопасности. На данный момент мы продолжаем процесс отбора. Остаемся на связи и будем держать вас в курсе ситуации.
До:
После:
Добрый день! Благодарим вас за участие в собеседовании на позицию специалиста по безопасности в нашей компании и возможность узнать вас получше.

В настоящее время мы продолжаем процесс рассмотрения кандидатов на эту позицию для усиления нашей команды. Мы хотели бы сохранить с вами связь и обязательно сообщим вам о дальнейших шагах в ближайшее время.

Пока мы принимаем решение, мы хотели бы предложить вам возможность улучшить свои навыки и знания. Мы рекомендуем обратить внимание на курс по информационной безопасности по ссылке: <ссылка>. Это может быть полезным дополнением к вашему профессиональному развитию.

Пожалуйста, не стесняйтесь обращаться ко мне, если у вас возникнут какие-либо вопросы или потребуется дополнительная информация.
Генератор напишет письмо за вас
Генератор писем — помощник внутри Подбора, который пишет персонализированные письма кандидату за 30 секунд. Вам останется только скопировать его и отправить кандидату.

Зачем анализировать обратную связь

C начала 2024 года по моим вакансиям вернулись 11 кандидатов: 4 разработчика, 4 продуктовых маркетолога, 1 КАМ, 1 продакт-менеджер и 1 инженер технической поддержки. Из них мы наняли двух разработчиков и одного инженера техподдержки. С остальными кандидатами поддерживаем связь и рассматриваем на другие вакансии.

На протяжении этого времени мы давали обратную связь системно и каждому (!) кандидату. А потом анализировали обратную связь от кандидатов.

Вот что удалось узнать и улучшить:

1. Добавили льготы для сотрудников.

В своей ОС кандидаты отмечали отсутствие льгот в причинах отказа от оффера. В 2024 году поставили рекорд (внутри компании) по приросту в R&D.

2. Пересмотрели заработные платы в отделах.

Во-первых, чтобы удерживать текущих сотрудников — ситуация на рынке располагает к удержанию и постоянной работе с командами. Во-вторых, чтобы быть в рынке и быть более привлекательными для кандидатов.

3. Пересмотрели процесса найма.

Увеличили количество собеседующих (нанимающих менеджеров) на отдельные позиции, что привело к более быстрому закрытию вакансий. Среди них — тимлиды отдела разработки и ведущие продакты.

Кажется, в 2024 году считать обратную связь формальностью уже немодно. Мало того, это не эффективно.

Качественный фидбэк, как и качественное первичное письмо, способно «зацепить» кандидата настолько, что, выходя на рынок в следующий раз, он будет рассматривать вашу компанию одной из первых. Поэтому используйте этот инструмент по максимуму и не забывайте про него в потоке бесконечных вакансий. А с ИИ это делать ещё проще!