Вы получите внушительную цифру, которую всегда стоит держать в уме, когда решаете увольнять. Найм и адаптация каждого нового человека будет стоить гораздо дороже, чем шаги по лечению выгорания или его регулярная профилактика.
Сначала чиним систему: культура заботы и инструменты диагностики
Системные проблемы решаются сверху, а только потом — на индивидуальном уровне. Когда несколько людей работают вместе, они срабатываются в устойчивую систему, в которой приняты одни вещи, и не поощряются другие. Система всегда сильнее одного человека, и если в компании перерабатывают, вечно «тушат пожары», боятся ошибок — это ведет к стрессу, а стресс — к болезням. Например, исследователи корпоративной среды обнаружили такой факт — осенью и зимой в одних компаниях люди массово болеют, а в других все хорошо. Да, есть сезонные «гриппы», но
исследования показали, что на риск слечь с простудой серьезно влияют отношения, настроение и стресс.
Прежде чем перекладывать ответственность на плечи своих сотрудников, нужно разобраться, как сама организация провоцирует стресс, есть ли проблемы на уровне ответственности, полномочий, границ. До того, как «чинить людей», давайте посмотрим на стиль работы управленцев в вашей компании — все ли там хорошо работает?
Второй шаг — посмотреть на людей. Как понять, что сотруднику плохо или что он уже совсем «выгорел»? Научиться замечать длительные негативные изменения в поведении — снижение эффективности, хроническая усталость, человек часто не в настроении, не справляется с теми задачами, которые раньше не вызывали вопросов, дистанцируется от коллектива, подавлен.
Чтобы подтвердить или опровергуть свои подозрения, HR-специалисты могут провести специальные тесты. Есть неплохой
русскоязычный опросник Водопьяновой и Старченковой по профессиональному выгоранию (методику подтвердили, проведя исследования среди работников социальной сферы).
Если наблюдения и тесты дают тревожные звонки, время действовать: посмотрите детальнее, насколько налажены бизнес-процессы:
- есть ли система адаптации и поддержки работников;
- что у вас со стрессом — как регулируются нагрузки, какая система ответственности и распределения ролей;
- всё ли в порядке с рабочими процессами — если человек каждый день «воюет» с неудобными инструментами, со временем стресс накопится и перерастет в проблему.
Скорее всего, где-то спряталась проблема: неверно налаженный процесс → людям нехорошо → выгорание.
Вот пример: слишком сильный контроль со стороны начальника. Сотрудник вынужден согласовывать с ним каждый шаг, что снижает его собственную ответственность, парализует инициативу и убивает мотивацию. Это прямой путь к выгоранию.
Корпоративный психотерапевт в данной ситуации помог бы человеку пережить фрустрацию и заявить о своих компетенциях, а его руководителю — проработать вопрос доверия и желание все контролировать.
В следующих статьях разберем вопрос на нескольких уровнях: какие типы компаний способствуют выгоранию и что с этим делать, как сотрудникам заботиться о себе и как компаниям найти баланс между эффективностью бизнеса и здоровой эмоциональной средой на рабочих местах.