А ещё мы создали Подбор: платформу, где собраны почти 750 000+ профилей разработчиков из 10 открытых источников
Close
Сколько стоит выгорание
Сколько ваш бизнес тратит на выгоревших сотрудников и что с этим можно сделать?
*
Выгорание — знакомая проблема и в российских компаниях, и во всем мире. Усталость и тревожность, которые донимают людей в условиях пандемии, ситуацию только ухудшили. Сейчас многие компании перешли на работу в распределенных командах, но не все оказались готовы к такому повороту в профессиональной жизни. Руководителям бизнеса, эйчарам и тем, кто сам «выгорал» может показаться, что это личная проблема и решать ее нужно самостоятельно. Но так ли это на самом деле?
Вместе с Екатериной Шаповаловой, психотерапевтом сервиса «Ясно», executive-коучем и бизнес-консультантом, мы делаем серию материалов о выгорании — детально изучим причины и покажем, как организациям оставаться эффективными и беречь людей даже в кризис. В этой статье покажем, почему выгорание сотрудников — это, в первую очередь, проблема на уровне организации и что можно сделать, чтобы не дать сгореть людям и деньгам в компании.


Что такое выгорание и откуда оно берется
Для начала — что такое выгорание? Это не самостоятельный диагноз, но Всемирная организация здравоохранения считает его одним из видов профессионального риска. Причина — хронический стресс, который не был преодолен. Вполне себе повод обратиться за медицинской помощью. Важно не перепутать выгорание с депрессией: его симптомы гораздо скромнее.
Если вы регулярно слышите фразы «опять затеяли какие-то дурацкие перемены», «не получится, мы уже пробовали сто раз», «не знаю, не вижу выхода из этой ситуации» и «мне все равно, что там будет с этой задачей» — перед вами выгоревший или близкий к выгоранию сотрудник. В таком состоянии человек не видит смысла в работе, чувствует себя раздражительным и опустошенным, как результат — не ждите от него продуктивности.


Как выгорание убивает продуктивность
Выгорание не происходит в один день — чаще всего идет в несколько этапов, плавно сменяющих друг друга. Американский ученый Роберт Венинга выделяет пять стадий выгорания. Обратите внимание: человеку еще кажется, что «всё хорошо», а с точки зрения психологии он уже «подгорает»:
1. Медовый месяц: человек доволен работой и выполняет ее с энтузиазмом. Но он постоянно сталкивается с мелкими стрессами, и работа приносит ему все меньше и меньше позитивных эмоций.

2. Недостаток топлива: усталость, апатия, проблемы со сном, пропадает интерес к работе и снижается эффективность.

3. Развитие хронических симптомов: интенсивная работа без отдыха, которая влечет измождение и обострение заболеваний. Человек раздражен и озлоблен, чувствует себя загнанным в клетку и не верит, что может что-то изменить.

4. Кризис:
обостряются хронические заболевания, человек теряет работоспособность, он недоволен и тем, как работает, и жизнью в целом.

5. Пробивание стены: физические и психологические проблемы, опасные для жизни заболевания.

Человек, который проходит через все эти стадии, не может работать хорошо и создает негативный эмоциональный фон в коллективе. Он теряет мотивацию, перестает справляться со сложными задачами, отстраняется от коллег и начинает вести себя агрессивно.
В 2019 году «Мой круг» провел исследование профессионального выгорания в IT-сфере. Вот что они увидели:

1. Более 50% ИТ-специалистов имеют опыт профессионального выгорания, причем половина из них прошла через этот опыт 2 раза и больше.

2. Для работодателя выгорание сотрудников имеет серьезные последствия: до 20% сотрудников перегорают регулярно; и только 25% (среди женщин еще меньше — 18%) выгорающих не увольняются.

А значит, большая часть сотрудников работает неэффективно и мешает другим, плюс постоянно нужно вкладывать средства в рекрутинг и адаптацию новых людей взамен выгоревших.
Почему состояние команды — это ответственность бизнеса

Понятно, что стрессы неизбежны, но в идеале человек не должен переходить даже на второй этап выгорания. И здесь очень многое зависит от организации.

Российские компании видят проблему и пытаются работать с психо-эмоциональной обстановкой в коллективе. Это радует — в относительно недалеком прошлом о таких вещах не очень беспокоились. Но глубокого понимания этих процессов нет, и меняется ситуация крайне медленно. Когда психотерапевта или коуча приглашают провести экспертизу или наладить микроклимат, общие проблемы компании редуцируются до уровня конкретного индивида. Звучит это так: «Почините нам конкретных людей, а в остальном у нас все хорошо». Но нет, это не так устроено.

Культура общения и труда, ценности, принятые за основу в вашей компании влияют на загрузку и стиль работы каждого человека. А то, как коллеги, руководитель и эйчары реагируют на сотрудника в стрессе — или усугубляет проблемы, или помогает с ними справиться.

Авторы книги «Синдром выгорания» Наталия Водопьянова и Елена Старченкова выделяют такие факторы риска «сгореть» в коллективе и «личное дело каждого» тут далеко не на первом месте:
35-летний Денис, финансовый директор крупной корпорации, за плечами которого многолетний опыт управления финансовыми отделами, меньше подвержен выгоранию, чем 35-летняя Анастасия, которая совмещает работу и материнство и пришла в коллектив, где поощряется конкуренция, вечно горят дедлайны, а шеф может написать посреди ночи.

А что тогда делать бизнесу? Выжать все соки и «проститься» или поддерживать и помогать быть в форме? На длинных дистанциях бизнесу выгодно заботиться о состоянии, отношениях и мотивации в команде. Насколько выгодно — давайте посмотрим на цифрах.


Терять людей дорого

Как сотрудники попадают в компанию? Создается заявка на подбор, рекрутер ищет релевантных кандидатов, которые движутся по воронке отбора в компании, чтобы в финале лучший из лучших присоединился к команде. То, что описывается одним предложением, занимает недели, а иногда и месяцы поиска. Компания оплачивает работу HR-команды, выделяет бюджет на площадки для размещения вакансий, на рекламу вакансии в социальных сетях, подключает специальные рекрутинговые инструменты — например, HRM-систему.

Допустим, специалист мечты нашелся, но проходит год-два, и он выгорает. Что вы подумаете, когда это заметите: Пускай справляется сам? Отправить в отпуск или к терапевту? Попрощаться?

Прежде чем принимать решение, вспомните, что повторный поиск — это новая трата ресурсов, а смена сотрудников, особенно топовых специалистов — это стресс для команды, а иногда еще и репутационные потери. Представьте, что подумает о вашей компании клиент, если менеджеры его проекта регулярно меняются.


Калькулятор — сколько сэкономит ваш бизнес, если люди станут меньше выгорать

Что будет, если на одну чашу весов поставить деньги время, которые вы тратите, чтобы заменить человека в команде, а на другую — стоимость профилактики выгорания с помощью программы психологической поддержки? Посчитайте сами, вот пример, где это несложно прикинуть:
Вы получите внушительную цифру, которую всегда стоит держать в уме, когда решаете увольнять. Найм и адаптация каждого нового человека будет стоить гораздо дороже, чем шаги по лечению выгорания или его регулярная профилактика.


Сначала чиним систему: культура заботы и инструменты диагностики

Системные проблемы решаются сверху, а только потом — на индивидуальном уровне. Когда несколько людей работают вместе, они срабатываются в устойчивую систему, в которой приняты одни вещи, и не поощряются другие. Система всегда сильнее одного человека, и если в компании перерабатывают, вечно «тушат пожары», боятся ошибок — это ведет к стрессу, а стресс — к болезням. Например, исследователи корпоративной среды обнаружили такой факт — осенью и зимой в одних компаниях люди массово болеют, а в других все хорошо. Да, есть сезонные «гриппы», но исследования показали, что на риск слечь с простудой серьезно влияют отношения, настроение и стресс.

Прежде чем перекладывать ответственность на плечи своих сотрудников, нужно разобраться, как сама организация провоцирует стресс, есть ли проблемы на уровне ответственности, полномочий, границ. До того, как «чинить людей», давайте посмотрим на стиль работы управленцев в вашей компании — все ли там хорошо работает?

Второй шаг — посмотреть на людей. Как понять, что сотруднику плохо или что он уже совсем «выгорел»? Научиться замечать длительные негативные изменения в поведении — снижение эффективности, хроническая усталость, человек часто не в настроении, не справляется с теми задачами, которые раньше не вызывали вопросов, дистанцируется от коллектива, подавлен.

Чтобы подтвердить или опровергуть свои подозрения, HR-специалисты могут провести специальные тесты. Есть неплохой русскоязычный опросник Водопьяновой и Старченковой по профессиональному выгоранию (методику подтвердили, проведя исследования среди работников социальной сферы).

Если наблюдения и тесты дают тревожные звонки, время действовать: посмотрите детальнее, насколько налажены бизнес-процессы:

  • есть ли система адаптации и поддержки работников;
  • что у вас со стрессом — как регулируются нагрузки, какая система ответственности и распределения ролей;
  • всё ли в порядке с рабочими процессами — если человек каждый день «воюет» с неудобными инструментами, со временем стресс накопится и перерастет в проблему.

Скорее всего, где-то спряталась проблема: неверно налаженный процесс → людям нехорошо → выгорание.

Вот пример: слишком сильный контроль со стороны начальника. Сотрудник вынужден согласовывать с ним каждый шаг, что снижает его собственную ответственность, парализует инициативу и убивает мотивацию. Это прямой путь к выгоранию. Корпоративный психотерапевт в данной ситуации помог бы человеку пережить фрустрацию и заявить о своих компетенциях, а его руководителю — проработать вопрос доверия и желание все контролировать.

В следующих статьях разберем вопрос на нескольких уровнях: какие типы компаний способствуют выгоранию и что с этим делать, как сотрудникам заботиться о себе и как компаниям найти баланс между эффективностью бизнеса и здоровой эмоциональной средой на рабочих местах.