Как рекрутер может влиять на бренд работодателя
Разбираемся, как рекрутер может влиять на HR-бренд, вместе с HRD Herocraft Наталией Богослов
⚡ 28/02/2024
⏱ 9 минут
На рынке труда конкуренция за таланты высока как никогда и, судя по прогнозам, ситуация лучше не станет. Поэтому бренд работодателя становится одним из ключевых инструментов рекрутинга.

Разбираемся, как рекрутер может влиять на бренд работодателя, вместе с HRD Herocraft и карьерным консультантом Наталией Богослов.

Что такое бренд работодателя?

Если коротко, это образ компании в глазах потенциальных сотрудников. То, что они думают о вашей компании как о работодателе, и то, что привлекает их в работе в вашей компании.

Вот несколько примеров компаний, которые успешно рассказывают о своем HR-бренде:

  • Aviasales (Надеемся, вы пропели название компании )

Сервис поиска авиабилетов и команда, которая помогает людям путешествовать легко. Благодаря развитым соцсетям, кандидаты видят ключевые ценности компании: свобода, открытость, профессионализм, командная работа.

  • Otus

EdTech-стартап в области образования. Компания транслирует такие ценности как качество, индивидуальный подход и командная работа. Это ощущается через авторские курсы, общение с менеджерами и разнообразие форматов обучения для компаний.

  • Targem Games

Уральские игроделы, которые позиционируют себя как компанию, где каждый может реализовать свой потенциал и стать частью команды, создающей крутые игры. Ценности ребята транслируют через соцсети, выставки, турниры и стримы. Командный дух и возможность развития — то, на чем компания делает акцент в бренде работодателя.

Вы скажете: «Это все, конечно, круто, но причем здесь рекрутеры?»

Давайте по порядку. Рекрутеры — это те люди в компании, которые общаются с кандидатами первые. Можно сказать, что первое касание с командой происходит именно через них. Соответственно, и особенности компании считываются тоже через рекрутеров. Именно поэтому очень большую роль играет целостность в HR-бренде и то, как она проявляется в коммуникации с кандидатом.

Например, если в компании все на «ты», то и общение с рекрутером (по идее) должно быть чуть менее формальным и официальным.

Как рекрутер может поддерживать HR-бренд еще до личного общения?

Вакансии

Давайте зафиксируем: мы в 2024, и сейчас никого не удивишь брендированными шаблонами с визуальной составляющей. Но! Многое зависит от подачи и того, как это выглядит. Чем индивидуальнее, тем выше вероятность того, что компания будет ✨ выделяться ✨ на фоне остальных.

Также важно разработать и утвердить общий формат позиционирования, чтобы от вакансии к вакансии, от источника к источнику, транслирование было в одном ключе = одинаковым.

Здесь мы плавно переходим к такому понятию как EVP.

EVP

EVP (Employer Value Proposition, ценностное предложение работодателя) — это набор преимуществ, которые вы как работодатель предлагаете своим сотрудникам в обмен на их время, экспертизу и вовлеченность.

Преимущества могут быть как материальные (компенсация фитнеса или бесплатные обеды), так и нематериальные (чувство общности и принадлежности или автономия и ответственность).
Поэтому после разработки EVP для целевой аудитории, после выделения преимуществ компании и упаковки креативной концепции (слоганы, вербальные формулировки, образы), важно разработать стратегию продвижения.

Если говорить про часть работы рекрутера — определиться с тем, как использовать бренд в коммуникации с сотрудниками на рынке труда.

А зачем рекрутеру запариваться над HR-брендом? И как HR-бренд может повлиять на подбор?

Можно сразу выделить несколько моментов:

  • повышается узнаваемость и привлекательность компании на рынке;
  • увеличивается количество рекомендаций от сотрудников и от кандидатов;
  • возрастает количество откликов на вакансии;
  • сокращаются сроки закрытия вакансии.

Поэтому вклад рекрутера очень важен в представлении компании при общении с кандидатами. На своем примере показать, как выглядит компания, как происходит взаимодействие внутри — задача со звездочкой, но решаемая.

Внутренняя среда и правильно сформулированное EVP создает тот самый посыл, который привлекает людей. Несмотря на то, что HR-бренд считается продажей вовне, он должен совпадать с тем, что есть внутри компании (культура, принципы, ценности и пр.), с тем, что рассказывает рекрутер.

Важно объяснять позиционирование бренда рекрутерам и включать их в процесс формирования предложения для кандидатов. Так можно заранее понять:

  • каких именно кандидатов привлекать;
  • что им продавать;
  • как обеспечить преемственность между этапами собеседования.
А задача рекрутера в этом процессе: научиться задавать как можно больше вопросов руководителю/нанимающему менеджеру.

  • Почему кандидат с рынка должен выбрать именно их компанию?
  • Какую карьерную траекторию компания может предложить?
  • Какие преимущества работы в отделе?

На основе ответов на эти вопросы рекрутер должен помочь команде сформулировать понятные и привлекательные ответы для кандидатов и научиться презентовать компанию и вакансию.

Неправильные* действия рекрутера могут привести к искажению HR-бренда.

*под неправильными действиями мы понимаем те, что негативно влияют на HR-бренд компании

Например, на сайтах с отзывами о работодателях можно встретить негативные комментарии от бывших сотрудников. Я не говорю про заведомо обманные схемы компаний, это вообще другое.

Если в вакансии и на собеседовании рекрутер обещает соискателю одни условия работы, а по факту он будет выполнять еще 10 доп. обязанностей или в итоге получит другую оплату, то, скорее всего, он не задержится в компании. А после увольнения, поделится своим впечатлением со знакомыми и/или на сайтах с отзывами о работодателях.

Как еще рекрутер может участвовать в продвижении HR-бренда и позиционирование компании на рынке труда?

Через участие в митапах и конференциях по направлениям

Это отличная возможность для рекрутера завести полезные контакты и найти потенциальных кандидатов среди людей, которые заинтересованы в своем развитии.

Через участие в карьерных мероприятиях

Рекрутер может представлять компанию на ярмарках вакансий, где он сможет рассказать о преимуществах работы в компании и ответить на вопросы потенциальных кандидатов.

Через сотрудничество с образовательными учреждениями

Рекрутер может участвовать в днях карьеры, которые проводят университеты и другие образовательные учреждения. Это возможность показать заинтересованность компании в студентах и познакомиться с талантливыми выпускниками и учащимися, которые потенциально могут стать сотрудниками компании.

А теперь на реальном кейсе HeroCraft

Я работаю в HeroCraft — это разработчик и издатель компьютерных, мобильных, консольных игр. Команда не супер большая — всего 130 человек, поэтому наш пример покажет, что без бюджета (или с минимальным бюджетом) продвижение HR-бренда возможно с помощью рекрутеров.

Чтобы соискатели знали обо всех преимуществах компании, рекрутеры активно рассказывают о них при первом касании. Например о том, что наши сотрудники выступают и делятся экспертизой на различных конференциях и митапах (PlayPort, Prototype, Gamedev CityFest и др.).

Также мы ведем соцсети от имени HeroCraft Life и даже запустили специальные рубрики: рассказы об играх, 7 вопросов сотруднику, рекомендации новичкам, истории успеха, карьерный рост в компании и другие. 20-летний опыт компании и сотрудники со стажем более 10-15 лет говорят о стабильности, уверенности в будущем и о профессионализме, который команда передает новичкам.

Рекрутеры отправляют кандидатам ссылки на соцсети, а новичкам посты с рекомендациями. Тем самым мы подтверждаем, что готовы вкладываться в джуниор специалистов и в компании есть возможность расти почти в любом направлении карьерно и профессионально.

Несмотря на то, что у нас подбор делится на проекты и департаменты, мы используем единую базу кандидатов.

Это позволяет автоматизировать рутинные задачи, поэтому у наших рекрутеров есть время внимательно присмотреться ко всем откликам и дать обратную связь. При этом автоматизированная отправка идет только для отказов по нерелевантным обращениям. В остальных случаях — это индивидуальный ответ каждому кандидату лично от специалиста по подбору, даже если у нас нет подходящих вакансий. И это показывает, что в компании есть определенные установленные процессы, которые упрощают работу, но нет бюрократии и долгих согласований. А так же, нам важны люди, а не просто процесс.

Большую роль для нас играют рекомендации. Рекрутеры могут кинуть клич по сотрудникам, которые с удовольствием рассказывают про HeroCraft своим друзьям и знакомым. Это важный аспект в формировании HR-бренда. И то, насколько охотно сотрудники рассказывают знакомым о возможности работать в компании, является показателем эффективности HR-бренда.