Как искать вакансии и успешно проходить собеседование на должность
HR-специалиста

Ксения Окунцева
Ксения Окунцева, CEO и основатель IT HR агентства Cellar door, HR австралийской компании MadAppGang, автор книги «Все, что вы хотели знать об IT-рекрутинге» делится лайфхаками по поиску новой работы для и успешному прохождению интервью для HR-менеджеров.

У нашего автора Ксении за последние месяцы выросло количество консультаций для коллег-эйчаров на тему поиска работы. Запросы очень похожи: «почему я не могу найти работу», «мне не отвечают на мои отклики», «какую стратегию поиска мне выбрать», «где и как искать», «что вообще происходит на рынке (что с ним не так?)», «как отвечать на вопросы на собеседовании?».

Ксения сама лично прошла тот же путь в августе, когда решила вернуться на роль HR in-house на фуллтайм, совмещая с управлением рекрутинговым агентством.

Что «не так» с рынком труда

После 24 февраля некоторые компании существенно снизили объемы найма или остановили его. Какие-то компании сократили часть штата или закрылись вовсе. Особенно пострадал рынок геймдева. Большинство иностранных компаний прекратили подбор в России, а своих сотрудников стали релоцировать.

Кризис на рынке труда коснулся многих, и эйчары, к сожалению, не стали исключением. Некоторые остались без работы, другие находятся в активном поиске, потому что не понимают, что их ждет завтра в текущей компании. Кто-то остался в России и ориентируется только на российских работодателей — ведь работать из России на зарубежных работодателей становится все сложнее с финансовой, юридической и организационной точки зрения. Аналогичная ситуация у специалистов, которые работали в российской компании, но решили переехать за рубеж. Так образовалось два обособленных друг от друга лагеря, при этом внутри каждого из них конкуренция среди соискателей выросла в разы. Возник профицит кандидатов по обе стороны занавеса, а количество вакансий при этом не увеличилось.

Конечно, этот кейс можно переложить на специалистов и из других сфер, не только HR. Но, как показывает практика, эйчарам сейчас найти новую работу сложнее, чем, например, разработчикам.

Какую стратегию выбрать

Прежде всего нужно морально подготовиться, что процесс поиска может затянуться и займет у вас много времени и сил. Отнеситесь к нему как к проекту.

  1. Определите цель и критерии поиска: роль, будущие задачи, локацию, финансовые условия, в том числе валюту дохода и возможности получения зарплаты.
  2. Выделите для себя критичные, желательные параметры и стоп-факторы в вакансии и будущей компании.
  3. Рассмотрите возможные альтернативы. Например, если раньше вы отдавали предпочтение только продуктовым компаниям, задайте себе вопрос: а в каком случае я готов(а) буду рассмотреть заказную разработку? Если вы работали только в крупном бизнесе и хотели бы найти похожее предложение, подумайте, какие плюсы вы как HR можете найти в небольших компаниях или стартапах. Так вы сразу ментально расширите для себя диапазон выбора.
  4. Освежите резюме. Особенно, если вы давно не искали работу. Пропишите вашу основную зону ответственности, какие HR проекты вели, за какие стримы в рекрутинге отвечали, каких результатов достигли (качественные и количественные). Общие слова в резюме проигрывают фактам и максимальной конкретике. Создайте версии CV на русском и английском в зависимости от локации поиска. Обязательно передайте резюме на ревью коллегам-эйчарам, мнению которых вы доверяете. А также проверьте английскую версию со своим преподавателем или рекрутером/HR-ом, отлично владеющим языком. Наличие грамматических или орфографических, а тем более смысловых ошибок может оттолкнуть будущего работодателя.
  5. Убедитесь в том, что это действительно «ваша» компания, роль и задачи, анализируйте глубже описания вакансий, изучайте сайт, смотрите видео с сотрудниками, находите странички компаний с сотрудниками на LinkedIn. Не откликайтесь наобум и на все подряд вакансии.
  6. Подготовьтесь морально к тому, что от 40-50% компаний вы не получите фидбек на свой отклик (возможно, будет более высокий процент «неответов» — зависит от соответствия вашего бэкграунда и портрета вакансий). Кандидаты сейчас это называют тишиной в эфире. При этом общая конверсия из откликов в приглашения на интервью ~10%.
  7. Чтобы повысить конверсию ответов и приглашений на следующие этапы, займите активную позицию. Размещение резюме на job-сайтах сегодня не даст поток предложений от работодателей. Инициатива прежде всего должна исходить от вас самих. Компании получают действительно много откликов, особенно если это международный бизнес и роль с возможностью работать из любой точки мира. И эйчары, ваши же коллеги, иногда физически не успевают обработать все отклики. Чтобы повысить свои шансы, отправляйте вежливые фоллоуапы с просьбой дать обратную связь по вашему резюме. Лиц, принимающих решение — топов, HRD или руководителей рекрутмента, которые ищут человека непосредственно себе в команду, несложно найти в LinkedIn.
  8. Заведите гугл таблицу или доску в трелло, чтобы структурировать и трекать процесс и стадии своего продвижения. Например, у вас могут быть такие этапы: отклик, интервью, финал, отказ. В каждой карточке или столбцах прописывайте название компании, роль (если откликаетесь на разные), ссылка на вакансию. При большом количестве откликов, высокий риск запутаться в компаниях, вакансиях, этапах и что-то упустить.

Как и где искать

Подключите максимальное количество ресурсов и источников. Какой-то из них даст в конечном итоге результат.

Социальные сети:
Напишите небольшой пост про себя и, что вы в поиске. Укажите:
  • общий стаж в профессии;
  • какие роли вы занимали;
  • типы компаний (масштабы и сферы бизнеса), бренды (если они известны);
  • ваши суперсилы, какую пользу вы можете принести новой компании;
  • что вы ищете сами, что важно для вас (те самые критерии и параметры из предыдущего блока).
Попросите максимальный репост, прямые рекомендации вас как специалиста или наводки на конкретные вакансии.
Разместите в своих соцсетях: ФБ, ВК, инстаграм, LinkedIn + в HR чатах в телеграме, если размещение такого поста возможно (не стесняйтесь спрашивать у админа).
Поставьте статус «Open to work» в LinkedIn.
Этот метод, как и в рекрутинге, называется post and pray. Усилий минимум, но может получиться неожиданный и приятный выхлоп в виде оффера.

Конфиденциальный поиск:
Если вы не хотите публично заявлять, что вы начали поиск новой работы, напишите хотя бы точечно в личку своим знакомым, друзьям, бывшим коллегам.
Далее все зависит от вашей текущей локации, возможности получения зарплаты в валюте, уровня английского языка.

Полезные ссылки

Активный поиск
Источники для релокации/переехавших и для тех, у кого отличный английский
HH — капитан очевидность, но многие выбирают в фильтрах поиска только Россию. Но на сайте можно искать по другим странам — Казахстан, Грузия, другие регионы. В других странах размещены вакансии и на удаленку (в т.ч. и из России, хотя немного) и с релокацией.

Geekjob — есть вакансии в IT HR, в том числе в других странах.

Forhr — российский канал с вакансиями в HR — СНГ и другие страны.

Facebook — ищите в поиске посты по ключевым словам — ищу/ порекомендуйте/ очень нужен/открыта вакансия/help + HR/рекрутер/HRD.

LinkedIn — поиск по России в разделе Jobs по ключевым словам (вариации вашей должности).

LinkedIn
— если вы хотите найти удаленку от компании из любой страны, то LinkedIn так не работает, к сожалению. Если вы укажете Remote в геолокации, сервис выдаст в поиске вакансии из вашей страны в любом случае. Поэтому вам вручную нужно выбирать разные страны самостоятельно.

ingamejob_hr
— украинский канал с HR вакансиями в геймдеве по всему миру

startup.jobs
— особенность этого сайта в том, что нужно самостоятельно прописывать локацию (или выбирать remote only) и различные вариации названия вашей роли. Например, IT HR, Senior reccruiter, talent…, HR, Human resources business partner. Встроенного каталога нет и каждый раз в выдаче будут разные результаты.

Glassdoor
Jobgether
Remote Europe
Remotehub
Remote.co
Layboard
Career Builder
Crunch Board

В ожидании интервью

Когда вы получите долгожданное приглашение на интервью, подготовьтесь:

  • Посмотрите корпоративный сайт компании, карьерную страницу, страницы в соцсетях с контентом.
  • Поищите видео на YouTuve — живые интервью или промо ролики могут оказаться гораздо информативнее текстов.
  • Найдите отзывы сотрудников о компании (на международном рынке для этих целей полезен glassdoor).
  • Изучите открытые вакансии — станет понятна специфика и объемы рекрутмента.
  • Загляните в раздел компании на LinkedIn с сотрудниками — так получите картину о будущих коллегах, распределенности и diversity команды (или всей компании), о бэкграунде будущих коллег.

К моменту встречи у вас будет более полный образ о компании, ее формате. Вы поймете, насколько сильно лично вам откликается эта команда, и подготовите для интервьюера более прицельные уточняющие вопросы.

Поиск работы — это стресс для многих. Хотя рекрутмент для эйчаров — часть работы и понятный процесс, оказаться «на другой стороне» может оказаться вдвойне непросто.
Но если у вас разработан план действий, известны ресурсы, понятна прогнозируемая конверсия ответов, есть профильный бэкграунд, английский язык (если вы нацелены на зарубежный поиск), то остается самое главное — надежда и вера в себя.

У вас обязательно все получится!