05/02/2025
После новости об изменении налогообложения многие стали опасаться, что теперь кандидаты будут просить зарплату наличкой, а сотрудники и вовсе устроят на корабле бунт.

И это понятно: соискатели часто не углубляются в подробности законодательства, а многие узнают, что у них там что-то «плавает» только постфактум. Вот и получается, что кандидат чувствует себя обманутым и винит в этом и рекрутеров, и эйчаров, и работодателей.

Чтобы разобраться, как рекрутерам и эйчарам реагировать на изменения налоговой системы, мы позвали на интервью Екатерину Кривову, эксперта по трудовым отношениям [NDA], ex. Siemens. Она рассказала о страхах, с которыми приходили сотрудники и о том, как изменения повлияли на зарплатные ожидания кандидатов. Как это всё отразится на работе рекрутеров, HR, C&B и других причастных к найму специалистов?
Екатерина Кривова:
Перед тем, как говорить о налогообложении, хочу сказать, что в 2025 рынок кандидата меняется на рынок работодателя — условия у соискателей становятся строже, чем были в прошлые годы. Поэтому изменения налоговой ставки по компаниям сильно не ударят.
Как ты и твои коллеги отреагировали на изменения?
Когда мы узнали подробности нововведений, компания собрала HR и С&B и подсветила самые сложные места. Мы сразу разработали калькулятор НДФЛ, который учитывает специфику компании: периодичность премирования, даты выплат и так далее. С его помощью каждый сотрудник может посмотреть, как изменятся его налоговые отчисления.

Часть обучений ещё впереди: планируем рассказывать о новых правилах руководителям команд, чтобы они могли отвечать на вопросы сотрудников.
Вообще, эйчарам не привыкать к законодательным новшествам. Мы работаем с большим сводом законов, это не только ТК РФ. Гибко реагировать на изменения — это привычка. Закон нельзя вернуть обратно, поэтому мы должны его соблюдать.

Наша задача — быть проводниками изменений в компании и помогать сотрудникам сжиться с любыми нововведениями.
Прим. ред.: если у вас в компании нет своего калькулятора, можно использовать универсальный.
Были ли вопросы и опасения у сотрудников?
У сотрудников, мне кажется, страха было больше, чем реальных проблем. Многие, например, не знают, что повышенная ставка НДФЛ будет применяться не ко всей сумме дохода, а только к превышению порогового уровня.

Если рассказывать, показывать на калькуляторе и буквально объяснять на пальцах, что налоговые потери не будут такими страшными, сотрудники всё поймут. Про изменения мы говорим так:

«Мы, как работодатель и ты, как сотрудник, должны платить теперь такие-то налоги. Но это никак не повлияло на способы повышения дохода: выполняй KPI, перформи свои задачи, расти и доход тоже будет увеличиваться».

Доносить информацию до сотрудников проще, потому что они лояльны к руководителю и компании.
Прим. ред.: некоторые компании сделали классный ход — содействовали сотрудникам и выплатили годовую премию раньше, чтобы она не отразилась на доходе 2025 года, когда налоговая ставка станет выше.
Изменилось ли выставление офферов? Есть ли пометка для соискателей, что ставка теперь плавающая?
На этапе выставления оффера мы не подсвечиваем изменения в налоговом законодательстве. Это, обычно, первыми делают кандидаты.

Предложения кандидатам мы делаем в рамках нашего бюджета и зарплатных вилок. Если ожидания кандидата попадают в эти рамки, то мы не рассматриваем его будущий доход через призму новых налоговых ставок.
Как думаешь, повлияют ли изменения на зарплатные ожидания кандидатов?
Кандидаты начали задавать вопросы ещё летом, как только появились первые звоночки о переменах. Тогда компания ещё не сформировала чёткую позицию. Но, в целом, мы не заметили серьёзного роста зарплатных ожиданий.

Как я уже сказала, все офферы опираются на бюджет и зарплатные вилки. С разработкой калькулятора мы стали показывать, как у кандидатов будет меняться доход. Далее кандидат сам решает, просить ли зарплату чуть больше, чем в прошлом году, чтобы покрыть издержки, или изменения в законодательстве не так для него значительны.
Находите IT-специалистов сразу на 15 сайтах
Более 8 млн резюме разработчиков, аналитиков, менеджеров и других IT-специалистов уже есть в Подборе — AI-платформе для поиска кандидатов.
Как изменения повлияли на работу рекрутеров и C&B?
Прогрессивная шкала НДФЛ — только часть большой налоговой реформы. Помимо изменения налогообложения, появились новые налоговые вычеты (за ГТО), изменились детские вычеты.

Также изменился подход к увольнительным выплатам. Если раньше налогообложение выходного пособия можно было легко посчитать, то теперь нужно знать средний заработок и другие детали, с которыми работали только бухгалтеры. Что ж, будем повышать квалификацию и осваивать новые навыки!

А ещё в силу вступает налогообложение для нерезидентов РФ, которые оформлены по ГПХ. Уже год налоги платят сотрудники на дистанционке и нерезиденты РФ, а с 1 января мы приучаем к налогам и тех ребят, которые работают по ГПХ.
Что порекомендуешь коллегам, у которых нет калькулятора расчетов выплат с учётом плавающей ставки налогов?
Однозначно рекомендую обзавестись таким инструментом. Помимо этого, не забывайте общаться с сотрудниками и снимать острые вопросы. Не так страшны изменения, как неизвестность и страхи сотрудников.
Как помочь рекрутерам, чтобы им было проще объяснять ситуацию кандидатам?
Здорово, когда у вас есть калькулятор — это сильно помогает вести переговоры с кандидатами.

Также рекрутерам важно помнить про зарплатную вилку. Если они не выходят за её пороги, то, в общем-то, всё нормально. И помимо денежной мотивации, важно проговаривать про другие корпоративные плюшки в виде льгот, ДМС и прочего, чтобы завлекать кандидатов.
Итоги от редакции:
Многие кандидаты не понимают, зачем нужно HR-направление. Но рекрутеры, эйчары и другие специалисты, кто первым видит кандидата, это как боксёрская груша — те, к кому сотрудник приходит с вопросами (и часто с наездом) в духе «а что это за изменения такие».

Именно они рассказывают сотрудникам о новшествах и просвещают их в налоговом и трудовом законодательстве. И чтобы бесшовно и с меньшими потерями внедрять изменения в процессы компании, нужно постоянно следить за изменениями в законодательстве.

А ещё важно действовать превентивно, поддерживать сотрудников и кандидатов и на простом языке объяснять, что «раньше ты зарабатывал четыре монетки, и сейчас тоже так. Только теперь государство решило забирать у тебя две монетки на налоги, а не одну».

Когда вы эмпатичны к людям, объясняете все на пальцах и снимают страх, тогда и сотрудники спокойно работают дальше.