Вмешательство в личную жизнь: что касается и не касается работодателя

⚡ 15/03/2024
⏱ 15 минут
Этот текст написала Лера Грейскоп* совместно с Айканыш Эралиевой для проекта «Это не Норм. Абьюз на работе». Команда Рекрутача считает, что поддерживать такие проекты важно и нужно, поэтому — делимся им с вами.

* Meta признаны экстремистской организацией
Точно также, как стресс на работе сказывается на нашем состоянии в личное время, жизненные обстоятельства в той или иной мере могут влиять на продуктивность. При этом не всегда понятно, когда интерес руководителя к нашим личным делам оправдан, а когда – нарушает границы.

Вместе с психологиней, кризисной консультанткой и выпускницей онлайн-школы психологических профессий «Психодемия» Айканыш Эралиевой разбираемся, какое вмешательство в личную жизнь допустимо, а какое нет, как защитить свои границы и что делать, если жизненные трудности влияют на рабочие результаты.

Что относится к адекватной «зоне интереса» работодателя?

Трудовой кодекс любого государства гласит, что сотрудник получает зарплату в обмен на выполненный труд. Соответственно, ключевой интерес руководителя – это результат работы. Поэтому к зоне его интереса можно отнести профессиональные компетенции специалиста, его опыт и экспертизу, подход к решению задач и мягкие навыки (soft skills), а также зарплатные ожидания, мотивацию и другие факторы, прямо связанные с должностью, на которую он претендует.

В некоторых профессиях бывают специфические требования, которые обусловлены мерами безопасности. Например, у членов экипажа воздушного судна есть минимальное количество часов отдыха перед полетом. Это требование необходимо, чтобы пилот не оказался за штурвалом в состоянии усталости и рассредоточенного внимания. Врачи некоторых специальностей не носят длинные ногти, чтобы не порвать перчатку во время осмотра, а работники общепита часто проходят диспансеризацию и предоставляют справку о состоянии здоровья, чтобы не допустить распространения инфекционных заболеваний. Эти требования, хоть и предписывают определенные ограничения, необходимы для соблюдения безопасности людей.
Также в компаниях существуют правила, связанные с безопасностью данных. В некоторых офисах, к примеру, запрещается посещать сторонние сайты с рабочих компьютеров, в кабинетах могут быть установлены камеры, использоваться рабочие телефоны для связи и т.д. Еще во избежание конфликта интересов организация может запретить сотруднику работать в компании-конкуренте параллельно основной занятости, а также требует подписать соглашение о неразглашении данных (NDA). Этот позволяет застраховать бизнес от утечки информации и не является вмешательством в частную жизнь.
Для некоторых профессий существуют этические кодексы, которые предписывают определенное поведение даже в личное время. Например, согласно клятве Гиппократа, медики в любой ситуации обязуются оказать пострадавшему первую помощь. Кодексы этики соблюдают также журналисты, психотерапевты, судьи, адвокаты, риэлторы, социальные работники и др.

Иногда работодатель может интересоваться романтическими отношениями или даже родственным связями, но только в целях избежать конфликта интересов. Например, уставы некоторых компаний запрещают близкие отношения между начальником и подчиненным, и наличие такой связи с кем-то из команды может быть препятствием для получения должности или продолжения работы.

Таким образом, иногда у работодателя могут быть требования, затрагивающие аспекты личной жизни – но они должны иметь объективные причины (как правило, связанные с безопасностью), понятные самому сотруднику.

Как распознать неэтичное вмешательство в личную жизнь?

Отношения и семейный статус

К сожалению, в этом вопросе существует множество стереотипов – от «личная жизнь отвлекает тебя от работы» до «тебе надо мужика нормального найти» – и все они абсурдны. То, с кем вы общаетесь, сколько человек живет у вас дома, кем работает муж или жена и как часто вы ездите с семьей на море – ваше и только ваше дело.

В этом вопросе, однако, бывают редкие исключения, основанные на этическом кодексе: например, психотерапевты не могут вступать в дружеские или романтические отношения со своими клиентами, поскольку это может нанести им вред.

Планирование детей и методы контрацепции

Женщины при приеме на работу нередко сталкиваются с навязчивыми вопросами о беременности. Такая попытка «застраховать» себя от потенциального декрета сотрудницы не только неэтична, но и зачастую травматична, так как может быть связана с личными переживаниями человека. Устраиваясь на работу, кандидатка не обязана предоставлять справку о том, что не беременна (хотя иногда их просят!) или отчитываться о методах контрацепции – ведь это ее частная жизнь. Работница может уйти из компании по любой другой причине: например, переехать, заболеть, выгореть, сменить профессию или просто захотеть уволиться. И такие вещи случаются в разы чаще, чем декрет, так что ограничивать женщин в доступе к рабочим местам просто потому, что они физиологически способны родить – это дискриминация.

Парт-тайм работа

Если вы не работаете на полставки у конкурента вопреки условиям договора, не нарушаете авторские права и не распространяете конфиденциальную информацию, то вы вправе работать где угодно. Аргументы руководителя о том, что вы обязаны хорошо отдыхать, чтобы быть продуктивным на основной работе, некорректны – ведь вы можете проводить свое личное время так, как хочется. Исключения составляют немногие профессии, сопряженные с риском, где часы отдыха регламентированы законом (например, пилоты, шахтеры, пожарные и т.д.).

Личные финансы

Ни финансовые обязательства, ни альтернативные источники дохода не должны интересовать работодателя. В консервативных компаниях могут придерживаться взгляда, что если у человека есть ипотека или другие «долги», он будет лучше работать, потому что сильнее мотивирован – но это устаревшее заблуждение, которое не имеет отношения к реальности. В действительности, у каждого человека есть свои факторы мотивации, и деньгами люди тоже распоряжаются по-разному.

Внешний вид

В некоторых компаниях бывают требования к одежде – и это нормально, если

а) форма – обязательный атрибут профессии, как у врачей или пожарных;
б) форма позволяет отличить сотрудника компании от других людей (например, у менеджера в отделении банка или у продавца в магазине);
в) корпоративная культура организации предполагает определенный дресс-код (в таком случае, вы должны узнать об этом еще на этапе приема на работу).

Если в компании приняты жесткие требования к одежде в офисе, стоит задуматься – возможно, этот гиперконтроль будет проявляться и в других сферах.

Во всех остальных случаях, комментарии, связанные с вашим внешним видом, некорректны. Все мы разные, и наши лица и тела, цвет волос и татуировки, предпочтения в одежде и макияже – это часть идентичности и самовыражения, а значит, личное дело каждого.

Еще один красный флажок в теме внешнего вида – это призыв к женщинам носить глубокие вырезы и туфли на каблуке, чтобы, например, «повысить продажи». Такое поведение недопустимо: ваш труд – это результат профессиональных компетенций, и никто не вправе использовать вашу внешность как «инструмент продаж».

В некоторых индустриях оценка тела все же считается частью рабочего процесса (хотя на этот счет ведется много дискуссий об этичности) – это, как правило, касается моделинга, кино и сценического искусства, некоторых спортивных направлений и т.д. Но и здесь активно распространяется тренд на репрезентацию разной женской и мужской красоты, а потому соответствие стандартам постепенно уходит в прошлое.
✨ Пять копеек от Рекрутача в продолжение темы с внешним видом: помните того самого нанимающего менеджера из завирусившегося видео? Так вот, советуем пересмотреть этот яркий анти-пример того, как делать не надо.

Причины больничных

Вы не обязаны доказывать руководителю, что вы действительно больны и не можете взяться за работу. Заключения врача и открытого больничного листа вполне достаточно, чтобы с чистой совестью отдыхать и заниматься своим здоровьем.

Курение

Бывает, что сотрудников обвиняют в том, что они выходят покурить в рабочее время. На деле, любому человеку требуются 5-10 минутные интервалы отдыха каждый час (кстати, в России это не просто рекомендация, а требование СанПиНа – так, при 8-часовой рабочей смене за компьютером суммарное время перерывов должно составлять от 50 до 90 минут). Отсутствие перерывов рано или поздно приведет к выгоранию, которое негативно скажется на рабочих результатах. Так что небольшие регулярные перерывы в рабочее время – это нормально, а курить или не курить во время этих перерывов – личный выбор каждого.

Употребление алкоголя и другие вредные привычки

Сотрудник вправе распоряжаться своим личным временем по своему усмотрению. Если на работе он трезв, то и вопросов к нему быть не должно.

Хобби и увлечения

Все мы пользуемся различными моральными ориентирами, опираемся на разное воспитание и культурные особенности. Даже если образ жизни сотрудника не близок работодателю, важно уметь принимать его и не оценивать личное в рабочем контексте.

Точно так же как руководитель не обязан поддерживать интересы членов команды, сами сотрудники не должны разделять увлечения коллектива. Иногда «дружеские» встречи коллег в баре после работы из приятного способа провести вечер превращаются в обязательное мероприятие, которое сопровождается манипуляциями и нарушением границ. Коллеге могут угрожать, что он перестает быть частью команды, «теряет влияние» и т.д. – по сути, это грубое вмешательство в личную жизнь человека.

Также работодателя не должны интересовать ваши национальность, сексуальная ориентация, гендерная идентичность, религиозные взгляды.

Что делать, если вы столкнулись с вмешательством в личную жизнь?

Если вы сталкиваетесь с вмешательством в личную жизнь, по возможности поговорите об этом с руководителем напрямую. Довольно часто люди нарушают границы неосознанно и могут не догадываться, что это причиняет вам неудобства.

Если такой диалог ни к чему не привел, узнайте, есть ли в коллективе другие люди с подобной проблемой. Изучите устав компании и проверьте, не нарушаются ли в отношении вас нормы, закрепленные в нем. Заручившись поддержкой коллег, попробуйте обратиться к вышестоящему руководству. В некоторых компаниях можно также поговорить о проблеме с представителем HR.

Сопротивляться абьюзу с позиции сотрудника довольно тяжело, ведь распределение сил неравное, и у вас не так много инструментов, чтобы повлиять на ситуацию. Если ваши попытки изменить ее не увенчались успехом, стоит задуматься: оставаться на этой работе и терпеть или искать новое место.

Иногда личные проблемы сказываются на рабочих результатах. Что в таком случае делать сотруднику, и что – руководителю?

Любые серьезные изменения в жизни влияют на работу. Даже позитивные события, такие как свадьба, переезд, рождение ребенка, могут отражаться на продуктивности. Ведь эмоциональные переживания (даже самые счастливые) требуют ресурса, а потому отнимают много сил. А уж если человек столкнулся с тяжелыми жизненными обстоятельствами (например, с разводом, проблемами со здоровьем и психическими расстройствами, утратой и т.д.), это неизбежно скажется на трудовой деятельности.

Чтобы рассмотреть такую ситуацию с обеих сторон – и для сотрудника, и для руководителя – мы проконсультировались с HR-директором благотворительного фонда «Нужна помощь»* и HR-консультанткой Валерией Мазановой.

* Признаны иноагентом

Сотруднику

Работнику, столкнувшемуся с тяжелой ситуацией, в первую очередь важно рассказать об этом руководителю. Объясните, что с вами происходит, и предупредите, что в ближайшее время можете «выпадать». Постарайтесь не винить себя – ведь мы живые люди и не можем просто «выключить» чувства.

Следующий шаг – это переговорный процесс. Здесь нет и не может быть универсального решения, поэтому для каждой проблемы нужно искать договоренности, которые устроят обе стороны.

Вот несколько примеров таких договоренностей:
  • взять отпуск или отгул;
  • временно перейти на частичную занятость;
  • перенести часть задач на следующий месяц;
  • уходить с работы раньше, но предупреждать об этом;
  • иногда быть без связи в рабочее время, но заранее подыскать себе замену на эти часы и т.д.

Цель таких переговоров – не впечатлить своей самоотверженностью, а позаботиться о реалистичном перераспределении своей нагрузки так, чтобы высвободить пространство для личных дел. Поэтому в уязвимой ситуации важно постараться определить, какой объем работы вам действительно по силам – и исходя из этого достигать договоренностей.

Руководителю

Для того, чтобы честный разговор вообще состоялся, руководителю важно с первого дня работы выстраивать безопасное пространство, в котором можно говорить о трудностях и рассчитывать на поддержку.

Если сотрудник оказался в тяжелой жизненной ситуации, задача компании – поддержать его на первых этапах и оказать посильную помощь. В первую очередь важна именно эмоциональная поддержка: сочувствие, понимание, готовность «подхватить» задачи в кризисный момент. Еще в некоторых организациях существуют программы материальной поддержки: например, выплата пособий при болезни или утрате родственника или оплата курса психотерапии.

Следующий шаг – проанализировать текущие задачи сотрудника, и, опираясь на функционал его должности, оценить риски. Если перенос сроков задач не скажется критично на компании, временно освободите его от их выполнения. Если же задачи имеют строгий дедлайн (например, несвоевременная сдача финансового отчета влечет за собой большие штрафы) – в таких случаях нужно поискать способы их делегировать.

Нет универсальных сроков, сколько «нормально» находиться в подавленном состоянии. Все это индивидуально и зависит от обстоятельств. Но если вам кажется, что прошло уже много времени (например, 2-3 месяца), а положительной динамики все нет, и сотрудник обещает, но по факту так и не возвращается к работе полноценно, попробуйте вновь сесть за стол переговоров и поискать другие решения. Наличие у человека проблемы, какой бы сложной она ни была, все же не означает вседозволенность – а значит, ваши договоренности должны соблюдаться.
Чат-бот о корпоративном абьюзе от Норм агентства помогает выявить ситуации деструктивного корпоративного общения и предоставит психологические практики самопомощи в ситуации абьюза. Активируйте его, если чувствуете, что что-то не так.