Аутстаффинг: что это такое и как помогает HR в поиске разработчиков
⚡ 17/05/2024
⏱ 7 минут
Всё чаще мы видим в вакансиях, что компании предлагают работу «вне штата», в «аутсорс/аутстаф-команде» и так далее. Прежде чем перейти в штат внутри крупной компании, специалисты полгода-год (а то и больше) работают за его пределами.

Зарубежные исследования (например, от Grand View Reserch) утверждают, что глобальный тренд на работу с внештатными сотрудниками за счет аутстаффинга к 2028 году охватит большую часть рынка. Но, например, в СНГ этот метод ещё не используется на максимум.

Вместе с ребятами из KOTELOV разобрались, что такое аутстаффинг, как грамотно его использовать и как он помогает в поиске разработчиков и закрытии вакансий.

Что такое аутстаффинг?

Представьте ситуацию: HR нужно закрыть 15 вакансий за месяц, и бедный сотрудник уже не то, чтобы поесть не успевает, он вторую неделю не спит, просматривая сотни резюме. Выходов из этой ситуации великое множество, но мы рассмотрим вариант, набирающий популярность в России — аутстаффинг. Но сначала расскажем, что это:
Аутстаффинг — это модель удаленного найма IT-разработчиков (прим. ред. — Не всегда это айти спецы. Сейчас аутстаф-команды широко распространены и в маркетинге, и в HR, и вообще в самых разных сферах), или «аренда» сотрудников специализированной компании в рамках проекта или в долгосрочной перспективе. Главное отличие от аутсорса заключается в том, что весь процесс работы контролирует заказчик — он не просто вносит правки или смотрит на результат, а участвует в каждом этапе, ставит задачи и следит за их выполнением.
При этом HR и его компания не занимается документооборотом в отношении сотрудника(-ов). ДМС, оформление отпуска, предоставление рабочего места и оборудования — всё это зона ответственности аутстаф-компании. Она же решает все вопросы во время работы разработчика по адаптации и прочему, это существенно снижает нагрузку с HR.

Ключевая особенность этой модели по сравнению с наймом — разработчики приходят только на проект, который длится от двух месяцев до нескольких лет. Там специалист решает конкретные задачи, а после – прекращает сотрудничество без обязательств со стороны заказчика.

Таким образом, HR-специалист может за короткий срок нанять большое количество людей без увеличения собственного штата сорсеров. И он получает кандидатов с широкой экспертизой в узком направлении. А разработчики — достойную оплату, интересный проект и новую строчку в CV.

Как эффективно использовать аутстаффинг?

Как и работа с рекрутинговыми агентствами, аутстаф — это не панацея, а инструмент, которым нужно уметь пользоваться.
Важно понимать, для чего рекрутеру нужен разработчик, какую задачу ему предстоит решить? Если рекрутер не видит разницу между бэкендом и фронтендом, то главное знать как можно больше о проекте. В противном случае процесс найма может занять время.
Анвар Тагаев,
руководитель аутстаф-направления KOTELOV
Рекрутеру (разумеется, совместно с командой разработки) важно сразу определить сроки по проекту, чтобы аутстаф-компания сверилась с производственным календарем, графиком отпусков и процессами внутри команды.

Также уточните собственные требования безопасности. Чаще компании-заказчику хватает NDA. Однако иногда разработчику предоставляют технику или важные документы, которые хранятся на физических носителях, а не облачных — тогда он должен находиться в подходящем городе или хотя бы стране.

Кроме того, определитесь с этапами собеседования: когда, какие и сколько времени они займут. Бывает, что разработчик узнает о техинтервью за день, и это нехорошо.
И дайте понять, сколько человек уже в команде. Если там много разных специалистов, аутстаф-компания предложит разработчика с нужными софт-скиллами, помимо высокого уровня по хардам.
Анвар Тагаев,
руководитель аутстаф-направления KOTELOV
Конкретика — всему голова. Прежде чем начинать работу с аутстаф-командой или разработчиком, поймите, кто уже есть в команде. Например, ваша команда состоит из тестировщика, бэкендера, фронтендера и проджекта, а на проект нужен дата сайентист. Иногда специалистам важно знать, с кем придется взаимодействовать — например, поняв пул задач и состав команды, дата сайентист может отказаться от проекта, так как не хватает отдельного ML-инженера, при существующих планах и целях.

Требования стоит писать понятно и конкретно — точно так же как и в вакансии.

Но на всякий случай обозначим: слева — пример неудачный, справа — клёвый и понятный.
P. S. изображение можно приблизить

Как найти и выбрать аутстаф-компанию

Как и всегда, всё начинается с рейтинга 30 under 30 от Forbes аутстаф-компаний в открытом доступе. Зайдите на их сайты, чекните стек и сравните цены. Еще лучше глянуть отзывы и обязательно пройтись по кейсам: так вы сможете оценить масштаб заказчиков и релевантность предыдущих проектов.

Если вы не уверены в благонадежности аутстаф-компании, или в этом сомневается ваш тимлид, можно проверить ее через специальные сервисы. Например, через ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС или «Прозрачный бизнес». Также есть возможность посмотреть ее кредитную историю через Центральный каталог кредитных историй.

Вы можете обратить внимание на следующие пункты, чтобы сэкономить время и деньги:
#1. Цены в открытом доступе

Если аутстаф-компания не стесняется показать ориентировочную стоимость, это говорит о прозрачности процессов. Заказчик представляет, сколько может стоить разработчик той или иной синьорности. Но нужно помнить, что финальная стоимость его услуг зависит от скиллов.

#2. Стек в открытом доступе

Если аутстаф-компания четко прописывает специализацию по разработчикам, значит она явно уже работала по этому стеку, а сами программисты работают в штате и могут быстро выйти на проект заказчика.

#3. Ответы от аккаунта по теме, а не по шаблону

Вот вы страдали, узнавали про безопасность, писали требования, чтобы ускорить процесс, а вам отвечают по брифу. Это значит, что аккаунты сами не понимают запрос, а на объяснение вы потратите кучу времени.

#4. Вам отвечают быстро

Классика найма, но здесь это не прокатит. Аутстаф работает за счет оперативности. Если аккаунты не отвечают вам в ближайшее время, компания вряд ли заинтересована в вашем проекте.

Главное

  • Аутстаф – эффективный инструмент для любого HR-специалиста, если нужно закрыть множество вакансий, а расширять штат сорсеров возможности нет;
  • Чтобы скорее получить нужного кандидата, нужно назвать его основные задачи, обозначить сроки проекта. Будет полезно сразу расспросить руководителя по требованиям безопасности для сторонних специалистов, а еще назвать аутстаф-компании этапы собеседования;
  • Запрос по аутстафу лучше писать понятно и подробно, чтобы аккаунт-менеджеры сразу отсеяли всех неподходящих кандидатов;
  • Лучшие аутстаф-компании представлены в открытых рейтингах. Можно сразу перейти на сайт, почитать отзывы клиентов и чекнуть кейсы.
  • Обратите внимание на цены в открытом доступе, понятную специализацию аутстаф-компании и качество коммуникации с аккаунт-менеджерами.