Когда человек ставит задачу, у него возникают ожидания от результата. Чем лучше они обсуждаются (например, в виде четкого ТЗ и промежуточной обратной связи), тем больше вероятность соответствия реальности ожиданиям. Если у сотрудника мало информации, результат может разочаровать – и это нормально, ведь мы не можем читать мысли друг друга.
В норме, если заказчик недоволен результатом, он уточняет, что нужно доделать. Но иногда на это не хватает сил, внимания или ресурса – и тогда он игнорирует проблему, а сотрудник, не догадываясь о ней, продолжает делать задачу «не так». В итоге, у заказчика копится злость, которая рано или поздно начинает проявляться в «токсичных» формах. Парадоксально, но пассивно-агрессивная критика и манипуляции зачастую происходят из-за отсутствия конструктивной обратной связи.
Критика, нарушающая границы, может проявляться по-разному: в агрессивном поведении, надменности, оценке личных качеств, интонации, саркастических шутках, публичном «отчитывании» и т.д. Форм может быть множество, и описать их все невозможно. К тому же, у каждого из нас есть свои триггеры – поэтому кому-то комфортно работать со строгим, но справедливым руководителем, а кто-то нуждается в постоянной похвале и быстрее развивается, когда рядом мягкий и поддерживающий лидер. Поэтому, чтобы распознать критику, которая вредит вам, нужно полагаться на собственные чувства.