Red flags для новичков: как заметить корпоративный абьюз в первые месяцы работы?
⚡ 28/09/2023
⏱ 12 минут
Этот текст написала Лера Грейскоп* совместно с Евгенией Вдовкиной для проекта «Это не Норм. Абьюз на работе». Команда Рекрутача считает, что поддерживать такие проекты важно и нужно, поэтому — делимся им с вами.
* Meta признаны экстремистской организацией
95% россиян сталкивались с корпоративным абьюзом по данным совместного исследования Норм агентства и онлайн-школы «Психодемия». Как такое вообще возможно?

Абьюзивные отношения всегда происходят там, где два человека находятся не в равных позициях. Тот, кто обладает большей властью и авторитетом, «злоупотреблет» своей силой, применяя психологическое и физическое насилие. И если про абьюз в отношениях с партнерами, друзьями и родителями сегодня известно много, то о корпоративном абьюзе — почти ничего. При этом рабочие отношения — очень иерархичная форма взаимодействия, где неравенство буквально зафиксировано на бумаге. Поэтому сотрудники нередко оказываются жертвами корпоративного абьюза.

Вместе с выпускницей онлайн-школы психологических профессий Психодемия, коучем, практикующим по стандартам ICF, и карьерной консультанткой Евгенией Вдовкиной мы решили разобраться, как заметить «красные флажки» в отношениях с руководителем и коллегами и как защитить себя, если вы уже столкнулись с абьюзом.

Как распознать корпоративный абьюз?
Распознать абьюз очень сложно, потому что он зачастую скрывается за манипуляциями, необоснованной критикой, пассивной агрессией и иллюзией, что все это нормально. Особенно тяжело заметить корпоративный абьюз новичку, у которого мало опыта рабочих отношений, и поэтому нет понимания своих границ как сотрудника.

Итак, что в рабочих отношениях точно должно настораживать?
Пять копеек от Рекрутача: помните волевую, прикольную и такую стильную Миранду Пристли в «Дьявол носит Prada»? При просмотре фильма она всегда вызывала то ли страх, то ли восхищение.

Но попробуйте пересмотреть картину сейчас и задуматься над тем, все ли окей с ее поведением? Правильно ли она управляет командой? И что вообще, черт возьми, происходит в редакции журнала?
1/ Размытая зона ответственности
Обговоренная зона ответственности – это та договоренность, на которую джуниор-специалист будет опираться во всех своих действиях. В большинстве организаций она представлена в виде должностной инструкции. Если такого документа нет, можно опираться на задачи, описанные в контракте.

Если зона ответственности не определена, она безгранична. Это значит, что руководитель всегда сможет повесить на сотрудника дополнительные задачи, которые не входят в пул его профессиональных компетенций. А сотрудник будет постоянно чувствовать тревогу и неуверенность из-за того, что какие-то задачи не завершены.
Как это проявляется?

  • Руководитель обвиняет вас в том, что вы чего-то не сделали, а вы даже не догадывались, что это ваша задача
  • Вы постоянно «подхватываете» срочные задачи, хотя они не были оговорены на собеседовании
  • Вы не понимаете, к кому обращаться за помощью
Как защитить себя?

На этапе собеседования внимательно изучайте должностную инструкцию или пул задач в договоре – это поможет понять, что вы должны делать, а что нет. Если вы столкнулись с проблемой после найма, инициируйте с руководителем встречу один-на-один и предложите обсудить ваши задачи. Это может быть страшно для начинающего специалиста, но на самом деле такой разговор – маркер вашего профессионализма. Объясните руководителю, что вам важно четко понимать свои задачи, чтобы лучше выполнять свою работу.
!
2/ Нарушение личных границ
Не все люди способны с легкостью определять и отстаивать личные границы. Часто человек, сталкиваясь с нарушением границ, волнуется, но винит себя и не понимает, как действовать. В отношениях с авторитетным руководителем вы находитесь в уязвимом положении, где ваши границы могут нарушаться.
Как это проявляется?

  • Руководитель интересуется вашей личной жизнью, семейным статусом и планами на беременность
  • Вас осуждают за то, что вы «не вовремя» взяли больничный
  • В коллективе осуждают ваши личные качества, внешность, увлечения и т.д.
Как защитить себя?

В отстаивании личных границ первый и главный шаг – это сформировать отношение к тому, что происходит. Ответьте себе на вопрос: как вы к этому относитесь, что чувствуете, мешает ли это вам, сказывается ли на самочувствии и настроении.
Определите грань, где слова агрессора вызывают у вас злость, обиду или грусть. Заручитесь поддержкой тех, кто разделяет ваши ценности (коллеги, друзья, семья, помогающие практики), так как преодолевать эту ситуацию в одиночку тяжело.
Совместно будет проще проанализировать проблему и найти какие-то точечные решения. Если вы можете найти в себе силы на коммуникацию с агрессором, попробуйте донести недовольство через я-высказывания (например, «Мне неприятно, когда вы интересуетесь моей личной жизнью, не могли бы вы этого не делать?»). Конечно, это сработает лишь в том случае, когда вторая сторона заинтересована вас услышать.
!
Ищите сразу на 15 сайтах
Подбор — это 7+ млн. кандидатов, которых не найти вручную. Алгоритмы собирают резюме и даже заглядывают в код кандидата.
3/ Переработки
Нормализация и тем более культивирование переработок – залог нездоровых отношений с работой, которые приводят не только к усталости и выгоранию, но и развитию различных психических расстройств. Ваш оплачиваемый труд должен быть четко ограничен рабочими часами.
Как это проявляется?

  • В коллективе принято оправдывать переработки чем-нибудь «горящим» (сезоном, месяцем, клиентом, проектом и так далее)
  • Переработки поощряются: сотрудников хвалят за самоотверженную работу до поздней ночи и стрессоустойчивость
  • Руководитель ставит дедлайн «к утру понедельника»
Как защитить себя?

Переработки – это ошибка руководства, а не сотрудника. Задача руководителя — распределять и приоритизировать задачи так, чтобы работа выполнялась в срок за счет ресурсов компании, а не вашего личного времени. Уходите с работы вовремя, а если не успеваете справиться со всеми задачами в рабочие часы — обсудите это с начальством. Адекватный руководитель поможет скорректировать приоритеты и найдет способы перераспределить задачи, чтобы они выполнялись вовремя.
!
4/ Токсичная критика
Сама по себе критика — важная часть рабочего процесса. Она позволяет специалисту исправлять ошибки, учиться новому и наращивать свой профессионализм. Однако большое значение имеет форма этой критики – чтобы быть полезной, она должна быть бережной и конструктивной.
Как это проявляется?

  • Вас критикуют за личные качества, обзывают или оскорбляют
  • Вместо того, чтобы объяснить причины недовольства, руководитель пассивно агрессирует (например, закатывает глаза и демонстративно переделывает задачу за вас)
Как защитить себя?

Конструктивная критика — это критика конкретных действий и функций сотрудника. После нее у вас должно оставаться четкое понимание, как правильно, а не опустошающее чувство вины. Постарайтесь подсветить это на личной встрече и попросите помочь вам разобраться с ошибкой, чтобы вы не допустили ее в дальнейшем.
!
5/ Токсичная среда
Коллектив играет огромную роль в том, сколько удовлетворения вы будете получать от работы. Окружение, близкое по духу, мотивирует, поддерживает и способствует развитию навыков. А токсичная среда, где нарушаются границы, навязываются сомнительные идеи и действия, общаются неэтично, – это почва для выгорания и тревожности.
Как это проявляется?

  • В команде нормализованы вещи, которые кажутся вам неприемлемыми (например, дискриминирующий юмор, переработки, нездоровое соперничество, заискивание перед руководством и т.д.)
  • От вас требуют участия в «тусовках» с коллегами во внерабочее время
  • Вы столкнулись с буллингом (травля со стороны коллектива) или боссингом (травля со стороны руководителя) в отношении вас или другого сотрудника
Как защитить себя?

Если модели поведения, которые кажутся вам неприемлемыми, нормализованы во всем коллективе, влиять на них очень сложно. Если вы выбираете не менять место работы, постарайтесь как можно чаще возвращаться в позицию авторства, то есть в триггерных ситуациях задавать себе вопросы «что я чувствую?», «если мне это не нравится, могу ли я что-то сделать?». Сформируйте сначала собственное отношение к происходящему, а затем определите возможные действия.
!
Как поддержать себя в ситуации корпоративного абьюза?
Не стоит стесняться обсуждать с руководителем проблему, ведь эмоциональное состояние отражается на вашей эффективности. Говорить о проблеме – универсальный способ отстаивания личных границ, но он работает лишь в том случае, если вы имеете дело с адекватным руководителем. К сожалению, так случается далеко не всегда.

Если разговоры не помогают, и вы продолжаете сталкиваться с корпоративным абьюзом систематически, придется решать: либо уходить, либо учиться «выживать» в абьюзивной среде.

В ситуациях абьюза помогут разные копинг-стратегии – то есть действия, которые помогают справиться со стрессом.
Сформируйте однозначное отношение к тому, что происходит. Для этого честно ответьте себе на вопросы: «Как я отношусь к тому, что произошло? Подходит ли мне исход? Хочу ли я, чтобы это было в моей жизни?». Это позволит снизить тревожность и сомнения в себе, справиться с неопределенностью.
2/ Заручитесь поддержкой единомышленников
Поищите профессиональное сообщество – через него можно валидировать свои сомнения и получить поддержку. Если вы сомневаетесь в том, нормально ли то, что происходит у вас на работе – можно обратиться в сообщество, чтобы утвердиться в своей позиции.
3/ Очертите рамки
Определите для себя, что входит в ваши задачи как специалиста, а что находится за рамками. Четкое представление о своих профессиональных функциях поможет не брать на себя ответственность за «чужое».
4/ Практика центрирования
Любой стрессовый момент вызывает у нас реакцию в теле в виде напряжения, зажатости и изменения дыхания. Чтобы вывести себя из стрессового состояния, поможет практика центрирования – короткое упражнение, направленное на стабилизацию эмоционального состояния через состояние тела. Чтобы выполнить практику центрирования, займите удобное положение сидя или стоя. Сначала осознайте себя в настоящем моменте – для этого заметьте и проговорите про себя, что вы видите, слышите, какие замечаете запахи, что ощущаете в теле и где именно. Затем ощутите баланс своего тела – заметьте, как ноги усточиво стоят на полу, спина держит корпус ровно, а макушка вытягивает вас вверх. После этого «просканируйте» все тело, расслабляя каждую мышцу, на которую вы направили свое внимание.
5/ Забота о себе
Составьте список действий, которые помогут вам почувствовать заботу о себе. Они могут быть направлены как в себя, так и вовне – к примеру, вы можете знать, что диалог с руководителем ни к чему не приводит, но все равно высказать свое недовольство. Это ценная инвестиция в свое психическое здоровье.
1/ Сверьтесь с собой
Чат-бот о корпоративном абьюзе от Норм агентства помогает выявить ситуации деструктивного корпоративного общения и предоставит психологические практики самопомощи в ситуации абьюза. Активируйте его, если чувствуете, что что-то не так.
Читайте также
На кого подписаться в TikTok рекрутеру
16 аккаунтов — полезных и смешных
Чем отличается найм в разных странах
Как нанимают в США? А как нанимают в Бразилии и Балтийских странах? Ответ ищите в нашей статье.