Гид по Tone of Voice
в рекрутменте
⚡ 01/06/2023
⏱ 16 минут
Алина Алавердян, ex-Amazon Recruitment Marketing Lead, помогла нам разобраться, как читать между строк. Мы вместе с Алиной обсуждаем, как быть внимательным к тому, что вы транслируете в каждом своем сообщении. Ниже вы найдете много крутых примеров: вакансии, сообщения и описания компании.
Материал длинный, но стоит 10 минут времени.
Зачем рекрутеру об этом думать?
#1
Привлекать релевантных кандидатов
Разговаривать с кандидатами так, чтобы у них сразу случалось совпадение с компанией и её культурой. Нам свойственно быть лояльным к тому, что близко.

#2
Ускорять процесс закрытия вакансий
Правильный Tone of Voice поможет cократить текучку. Секрет такой: совпадение ожиданий от вакансии и реальности.

#3
Повышение вовлеченности
Если кто-то разговаривает с нами на понятном нам языке, мы будем выбирать этого человека. Так мы выбираем друзей, так мы выбираем компании. Если ты понят, тебе комфортно и ты благодарен среде, а значит, более эффективен.

#4
Бренд — это просто интересно

Ребята, но я IT-рекрутер, наверное, меня это не сильно касается

⚡ А вот и нет ⚡

Рекрутер = носитель бренда.

❤️ Вы производите первое впечатление
Ваше письмо и инструменты, которые вы используете — это первое теплое касание кандидата с компанией.

Вы — это компания в миниатюре
Рекрутер — это и функция, и представитель компании. Кандидат считывает это, проецирует на себя будущий опыт в команде.
Джимми Нейтрон оценил бы Подбор: умные алгоритмы, удобный поиск разработчиков, и 7+ млн. профилей IT-специалистов.

Попробовать скорее

Как рекрутеру начать работать с брендом?

Калибровать Tone of Voice. Покажем 3 примера разных сообщений:

>> Вася, привет! У руководителя завтра в 9 утра освободилось окошко, сможешь приехать? Понимаю, что уже 8 вечера, но проект просто огонь, ты нам очень нужен! <<

Что видим:

  • Дружелюбно, показывают, что я им нужен;
  • Неформальный подход;
  • Есть ощущение, что нарушен work-life balance — пишут в 20:00, что через 13 часов у меня встреча с руководителем;
  • Не позаботились обо мне — ни адреса, ни возможности выбрать удобное мне время.
И это ок, если кандидат готов так работать, если ему ок переписываться по рабочим вопросам в 20:00 и приезжать на встречу в 9:00 утра. Зато неравнодушная команда, которая вовлечена в продукт и «горит» ????
>> Василий, доброе утро! Хочу пригласить к нам в офис познакомиться с будущим руководителем Сергеем Ивановым. Есть свободные окна во вторник, среду и пятницу с 12 до 15. На какое время назначить встречу? Схему проезда и детали вышлю на почту после согласования. Если возникнут вопросы, вот мой контакт для связи. <<

Что видим:

  • Позаботились обо мне — рассказали, как проехать, кому звонить и предложили несколько слотов;
  • Слегка формальный подход, зато соблюдают мои личные границы.
Здесь есть кое-какой здоровый баланс деловой коммуникацией и соблюдением личных границ человека. Но кому-то покажется, что это формальный подход и «да я ж просто Вася!».
>> Данным письмом сообщаем вам, что в процессе отбора на позицию Менеджера продукта вы должны пройти очное интервью с Директором департамента связей, операции и логистики Ивановым Сергеем Сергеевичем. В соответствии с расписанием, встреча назначена на вторник 15 мая в 10:00. К встрече необходимо подготовить свое портфолио, а также быть готовым выполнить тестовое задание. В нашем бизнес-центре деловой дресс-код, для оформления пропуска в здание нужно приехать за 30 минут до встречи. <<

Что видим:

  • Формально и прям привет канцеляризмам!
  • Никакой персонализации – не обратились ко мне по имени.
  • Понятно, что это компания, в которой работают с 10 до 19 и чтут порядок в процессах.
  • Позаботились — предупредили, что нужно взять с собой на встречу и сообщили о тестовом задании, даже про пропуск сказали.
  • Множество правил, которые придется соблюдать, например, дресс-код. С большой вероятностью это компания с жесткой оргтруктурой, иерархией и бюрократией.
Кто-то спит и видит, чтобы он мог закрыть комп в 19:00 и отправиться к семье. Чтобы не было никаких «Вась», чтобы была стабильность и предсказуемость в процессах. И кому-то точно это подойдет.

Где вы можете влиять на ToV

#1 В тексте вакансии

Давайте сразу обратимся к примерам и тут.

Что видим?

  • Есть одна конкретная задача: ни больше, ни меньше. Сформулировано понятно.
  • Компания соблюдает work-life balance — работать предстоит с 9:00 до 18:00.
  • Хорошая техника — обо мне позаботятся.

Что видим?

  • Довольно просто и конкретно описаны задачи: причем как именно дизайнерские, и про взаимодействие с командой.
  • Очень дружелюбная и открытая к диалогу среда, минимум контроля.
  • Много говорят про ответственность — предстоит работать и отвечать за выполненные задачи.
#2 В том, где вы её разместите

Мы не говорим о HH, а о более творческих и нетривиальных площадках. Например, я видела вакансии на Пикабу — и сам факт её наличия рассказывает нам о компании (какую аудиторию они хотят заинтересовать, какая атмосфера может царить в команде.)

Ещё важно соответствие вашего Tone of Voice площадке, давайте рпзберемся на примере Хабра. Какую вакансию хотят увидеть пользователи Хабра? Четкую, конкретную, структурированную — аудитория здесь, если вы хоть когда-нибудь заходили в комментарии в блоге, специфическая и требовательная. Итак, две вакансии:

Обе вакансии продакт менеджера: в первом случае мы видим описание команды, компании и конкретных цифр из её жизни. Конкретно сказано, с кем ПМ будет взаимодейстовать. Во втором кейсе нам сразу говорят о задачах, причем — крайне расплывчато про «проектирование цифрового продукта», «общий менеджмент». Скорее всего, вторая вакансия не понравится аудитории Хабра.
#3 В креативах

Представим, что рекрутера попросили сделать иллюстрации к вакансии. И случается это. Что рассказывает нам эта картинка?

  • Выглядит устаревшей.
  • Иллюстрация со стока сообщает, что кандидат должен уметь всё (стрелочки во все стороны), работать 24/7 и… думать о $.
  • Глаз цепляется за разные шрифты, которые не сочетаются. Картинку делал не тот, кто должен был — в команде явно нет понятного деления ролей.

Это креатив без смысла. По нему видно, что вам было все равно, что он расскажет кандидату. Хорошее описание вакансии гораздо важнее «ну хоть какой-нибудь» иллюстрации к ней.

Друг Джимми прав: никогда не спорьте с данными! Просто используйте их в рекрутменте.

Подбор анализирует кучу данных, чтобы вы в 2 клика нашли своего Джимми.

Попробовать скорее
#4 В том, где вы пишете

  1. Не все кандидаты ждут вас в мессенджерах. Для некоторых ролей или представителей поколений — это будет вторжением в личное пространство. Обратите внимание на то, отметил ли кандидат приоритетный для него способ общения. Если он везде указывает почту, а вы нашли его Телеграм — всё равно напишите на почту, это уважение личных границ.
  2. Социальные сети тоже не предназначены для предложений о работе (кроме Linkedin). Не стоит писать кандидату в Facebook, потому что ссылка попалась вам под руку.
  3. Телефонные звонки неуместны почти всегда — в канале Киры Кузьменко был опрос. 55% ответивших говорят, что звонок может быть сделан ТОЛЬКО по договоренности.

Как учиться рассказывать о компании иначе?

Накапливать артефакты! Звучит как будто мы играем в Heroes of Might & Magic, ну, почти.
Вам нужно собрать примеры и истории, которые будут теми самими иллюстрациями бренда. На каждый тезис нужно доказательство. Это называется — «reason to believe».

Как мы строим EVP (ценностное предложение)
1️⃣ Big idea — большая идея: про что мы, какая миссия
2️⃣ Key message — раскалываем на сообщения, которые несем кандидату
3️⃣ Reason to believe — подкрепляем сообщения доказательствами
4️⃣ Content — выбираем типы контента, которые помогут нам собрать
5️⃣ Channels — идем в каналы, где уместно транслировать наши сообщения
Давайте к примерам

«Мы заботимся о сотрудниках» — что это значит?
Примеры RTB:
  • улучшенная страховка,
  • бесплатный психолог,
  • дополнительные дни отпуска,
  • корзины с фруктами для сотрудников в период болезней и тд
«Дружная команда»
Примеры RTB:
  • помогаем друг другу переезжать,
  • делимся закатками от родителей,
  • создали свой кино-клуб по пятницам.

Хороший пример описания ценностей с RTB есть у КРОКа (над брендом которого и работала Алина >> cтраница на ХХ с описанием компании и команды тоже заслуживает внимания):
Как накапливать и использовать эти артефакты о компании?
Фиксировать любые традиции и фишки, которые именно у вас происходят (через интервью с членами команды или брейнштормы). То, что вам кажется мелочью, может оказаться как раз тем самым особенным, что поможет подчеркнуть уникальность вашей команды для кандидата.

Вспомните, как вы поздравляете коллег с днем рождения? Что интересного дарили? Как организован рабочий день — куда ходите обедать? Как начинаете общие встречи?

❤️ А ещё: после прочтения статьи сложиться ощущение, что рекрутер может накосячить и одним лишним словом сломать просто весь корпоративный бренд. Хочется сразу сказать вам, что это процесс. И можно совершать на пути ошибки, поэтому
  • важно сформировать для себя главные правила “добра и зла” в соответствии с ценностями компании — что ТОЧНО не про компанию («бухаем по пятницам»)
  • помнить про важность личного бренда в подборе и взаимодействии с людьми и не забывать быть собой.
Читайте также
Иллюзия нетворкинга: как не терять связь с кандидатом [опыт Bolt]
Что такое Talent Nurturing и почему всем пора узнать больше
Как работать с токсичными кандидатами
Что такое Talent Nurturing и почему всем пора узнать больше
Курс по бренду работодателя: Рекрутач & makelove
74 HR-бренд кейса, которые вдохновят
Эй-Ай лихорадка (а мы и не против): как делать умные заметки о кандидате с помощью ИИ
Как не тратить много времени и сил на заметки о кандидате, а просто делегировать все AI