Как рекрутеру быть более убедительным
⚡ 11/05/2023
⏱ 14 минут
Мы хотели поговорить о том, как рекрутеру быть убедительнее. Вот вроде бы всё ок: вакансия отличная, кандидату вроде бы интересно, но чего-то не хватает.

Собрали рекомендации психолога, нагенерили ключевых слов и даже показали шаблон письма.

6 принципов убеждения

Принципы, которые сформулировал Роберт Чалдини [мы нашли эти любопытные мыcли в блоге WizardSourcer, который вам тоже рекомендуем читать]:
Взаимность
Люди склонны соглашаться на просьбу, если чувствуют, что что-то вам должны. Оказание услуги кандидату просто так может в какой-то момент увеличить вероятность того, что кандидат в первую очередь вспомнит о вас.

Пример:
* Помочь составить или обновлять профиль на Linkedin,
* Давать карьерные консультации,
* Делиться полезными материалами (статьями, подкастами и не только).
Дефицит
Люди чаще ценят редкие или трудно доступные штуки. В общении можно больше подчеркивать уникальность вашего предложения.

Примеры:
* Да, мы государственная компания, но у нас нет бюрократии (не нужно планировать отпуск за год), мы общаемся «на ты» и боремся с предрассудками.
* Мы создаем алгоритм, который пока никто не делал: будем собирать анамнез перед пациента перед встречей с врачом.
* Процесс найма у нас особенный: мы зовем тебя на демо-день. Это позволяет ускорить процесс и сразу понять, подходим ли мы друг другу.
Авторитет
Мы склонны следовать за тем, кто выглядит экспертом (передаем привет Блиновской) или имеет вес на рынке.

Примеры:
* Вот статья {ссылка}, где наши разработчики рассказывают про процессы внутри.
* Наша команда вошла в топ-5 работодателей для IT-специалистов в том году. Голосовали кандидаты, так что рейтингу можно доверять :)
* Мы получили патент на алгоритм, который сделали. Вот он на сайте Роспатент {ссылка}.
Согласованность
Кандидаты ждут последовательности в общении. Важно, чтобы ваши слова и действия совпадали: никаких внезапных противоречий. Например, вы говорите про баланс работы и личной жизни, но пишете кандидату в ночи — сразу все, что вы говорите, будет сомнительно.

Примеры:
* Если у вас в команде общаются на вы — пишите кандидату тоже «вы».
* Знаете, что процесс собеседования или принятия решения затянется — напишите об этом. Объясните, почему это так работает.
Симпатия
Кандидаты будут к вам внимательнее, если у вас будет общий (лучше, конечно, положительный) опыт.

Примеры:
* Вы дали ему обратную связь после собеседования.
* Вы работали в одной компании когда-то или учились в одном университете.
* У вас есть общие знакомые.
Согласие окружающих
Тот самый «эффект толпы». Многим из нас нужно социальное подтверждение наших действий.

Мои довольно сообразительные знакомые учатся на курсах аналитиков и разработчиков? Они делают это не просто так >> Я могу последовать их примеру.

Примеры:
* Вы можете ссылаться на конкретных людей, которые уже присоединились к команде, можете даже делиться их контактами, чтобы кандидат мог написать человеку на похожей позиции и узнать про опыт.
* Вы можете рассказать про то, какие у вас планы по расширению команды, сколько человек вы наняли за последний год и из каких компаний к вам переходят. «Мы наняли 129 разработчиков за год, это ребята из Avito, Tinkoff, Arrival и даже Apple».
Убедительность = контент
Быть убедительным = владеть контентом и контекстом.
Итак, нам потребуется много контента. Мы составили чек-лист информации, которая поможет вам быть убедительным:

О компании
✅ Нашей компании ___ лет.
✅ В нашей команде работает ___ ребят.
✅ Основатель(и) нашей компании — это ___ и ___.
✅ У нашего продукта ___ пользователей.
✅ В нашей команде есть ребята из ___.
✅ Мы планируем вырасти до ___ в 2023 году.
✅ Мы ведем блог про ___ на ___.
✅ Инструменты и подходы, которые мы используем в команде: ___, ___, ___, ___, ___, ___, ___, ___.
✅ У нас крутые клиенты — это ___, ___, ___.
✅ У нас есть Телеграм канал, можно узнать о нас больше.
✅ Недавно про нас написали в ___.
✅ Вот видео про наш продукт: ___.
✅ У нас в команде есть несколько традиций: ___, ___, ___.
✅ Миссия нашей компании звучит так: «___».
✅ В твоей команде будет ___ человек, из которых ___.
✅ Классный материал, который мы написали: ___.
✅ Обычно вот так проходит процесс найма: 1. ___ — ___ дней, 2.
✅ Наши процессы построены так: сначала ___, потом ___, затем ___.
✅ Мы работаем по принципам: ___, ___, ___.
⚡⚡⚡⚡⚡⚡⚡⚡⚡⚡⚡⚡

ChatGPT для рекрутеров: теперь AI генерит письма за вас.

Попробовать скорее
О кандидате:
✅ Я нашла(нашел) тебя на ___.
✅ Твои контакты было непросто добыть, я нашла(нашел) их на ___.
✅ Вижу, что у тебя был опыт работы с ___ и ___.
✅ Заметил(а), что у тебя есть репозитории на Github с ___.
✅ Ты уже работал в сфере ___.
✅ В твоем профиле указано, что тебе интересно ___ — расскажешь больше? У нас есть близкие задачи.
✅ Ты работал в ___ — круто, одни из интереснейших ребят на рынке.
✅ Заметил(а), что ты интересуешься ___ — это очень любопытно.
✅ У нас есть общие знакомые: ___ из ___.
✅ Вижу, что ты учился(училась) в ___ — это круто.
✅ Ты проходил(а) курсы по ___ — этот опыт точно можно применить у нас.
✅ У тебя уже ___+ лет опыта в ___ — впечатляет, мы ищем как раз такого человека.
Некоторые слова особенно подчеркивают важность продукта, уникальность предложения и интересность задач. Помните, что каждое слово должно быть подкреплено.

Убедительный словарь для рекрутера:
✨ Востребованный [каждый месяц пользуются ___ человек]
✨ Особенный [ни в одном другом продукте нет ___]
✨ Ведущий [мы входим в топ-10 продуктов в категории ___]
✨ Гибкий [готовы рассмотреть разные варианты работы]
✨ Стратегический [у нас есть цель: добиться ___ благодаря ___]
✨ Влиятельный [нас часто зовут выступать на конференции и делиться опытом, вот пример: ___]
✨ Основанный на данных [мы принимаем решения на основе аналитики, например, новую фичу выкатили, потому что ___ пользователей заявляли о проблеме]
✨ Ориентированный на клиента / пользователя [мы проводим ___ кастдевов в год]
✨ Масштабируемый [сейчас мы занимаемся только ___ рынком, но вскоре выйдем и на ___]
✨ С хорошей репутацией [вот отзывы наших юзеров: ___]
✨ Революционный [никто не внедрял ___ в ___]
✨ Многообещающий [мы планируем занять ___ рынка]
✨ Прорывной [после того, как мы сделали ___, эту практику стали применять на рынке]
✨ Нетривиальные решения [мы growth hackerы: например, первые ___ пользователей пришли к нам благодаря ___]
✨ Доверие [наш ретеншн: ___]
✨ Первопроходец [мы уверены, что можно изменить ___ и поэтому внедряем ___]
Настойчивость и давление — это не убеждение
Давление — залог плохих отношений

Мы с вами в мире двигаемся к осознанности и выстраиванию личных границ. И нам кажется давление на кандидата неуместным. Вот плохие примеры коммуникации, где рекрутер пытается манипулировать кандидатом:

  • Мы получили столько откликов, так что думай скорее!
  • У нас по 6 собеседований в день, конечно, кандидатов на рынке очень много.
  • Ты хорошо подумал?
  • Отвечу через неделю, если не закроем вакансию.
  • Ты упускаешь крутую возможность.
Мы не рекомендуем так делать: сохраняйте свою репутацию и репутацию компании и хорошие отношения с кандидатом. Лучшей инвестиции не придумать.
Напоминать вовремя

Дарина из Bolt, когда выступала на нашем Дне Открытых Писем, рекомендовала возвращаться к кандидату раз в 3-5 месяцев. Вот пример классного письма от Дарины, которое она отправляет кандидату, который не ответил 5 месяцев назад:

Привет, {{first_name}}, Меня зовут Дарина, приятно «познакомиться»! (Шучу, мы уже «виделись», когда я писала тебе несколько месяцев назад????) Хочу узнать, изменилось ли что-то и готов ли ты пообщаться. У нас, в {{company}}, всё кипит и наш рост не остановить.
Знаю, что как обычно спрос на Senior Backend Engineers высок, и мы тоже ищем таких ребят ???? [Бла-бла про компанию] Мы готовы найти для тебя команду и позицию, которые позволят тебе расти в интересной тебе области и менять её.
[Краткие требования к технологическому стеку и роли]
Больше информации: ссылка.Если тебе интересно, я организую звонок-знакомство на 30 минут. И если ты все еще не заинтересован - тоже напиши мне, чем больше информации, тем лучше:)

Спасибо и хорошего дня!

И ещё один пример сообщения, которое дает кандидату пространство для маневра:

Привет! Вдруг мое сообщение потерялось. Напомню о себе и нашей компании. Если тебе не интересно в этот раз, это ок, отпишись мне как будешь готов/скажи когда лучше тебе написать в след раз
⚡⚡⚡⚡⚡⚡⚡⚡⚡⚡⚡⚡

Создайте новый крутой шаблон для кандидатов: попробовать генератор писем на основе ChatGPT
Читайте также
Как начать сообщение кандидату: 20 идей и примеров
Когда сидишь и только курсор мигает
10 фич LinkedIn из 2022
То, что вы могли не знать
Как работать с токсичными кандидатами
Что такое Talent Nurturing и почему всем пора узнать больше
Гид по Tone of Voice в рекрутменте
Учимся вкладывать дополнительные смыслы и ищем reasons to believe.